В Москве появился новый вид мошенничества: некоторые компании за умеренную плату предлагают организовать гарантированную победу в столичных конкурсах и аукционах, чтобы получить выгодный заказ на поставку для города того или иного вида товаров и услуг.
Руководители столичного департамента по конкурентной политике (Тендерного комитета), которым поручено проводить все городские конкурсы, такой ситуацией не на шутку обеспокоены.
"Положение в сфере госзаказа остается сложным: сговор участников конкурсов продолжает иметь место", - сообщил вчера на пресс-конференции руководитель департамента Геннадий Дегтев. По его данным, благодаря проведению конкурсов и аукционов, участники которых снижают цены на товары и услуги, экономия городского бюджета на сегодняшний день составляет 25 миллиардов рублей. В то же время ущерб, полученный за счет отклонения от участия в конкурсах недобросовестных структур, оценивается в 12 миллиардов рублей: получив задаток, такие компании самоустраняются от участия в аукционах, естественно, вместе с деньгами из госказны.
"В связи с последними тенденциями мы отмечаем снижение числа претендентов на участие в аукционах на 10 процентов, в конкурсах - на 8-9 процентов. Компании, не уверенные в своем профессионализме, часто нанимают посреднические структуры, якобы гарантирующие им победу в мероприятиях госзаказа. Таких посредников мы предпочитаем именовать рейдерами. Пока мы насчитали в Москве уже около 50 подобных организаций, но их может оказаться и намного больше", - отметил Дегтев. Рейдеры берут с претендентов суммы, превышающие стоимость конкурсной документации, которая составляет 5 тысяч рублей, и задатка, размер которого всегда оговаривается в конкурсной документации.
Что же предлагают столичные власти для того, чтобы изменить наметившуюся опасную тенденцию? Например, обязать претендентов представлять товар лицом. Иными словами, еще до вступления в конкурсную борьбу за заключение госконтракта выполнить определенный объем работ в подтверждение своей компетенции, а также представить образцы продукции, чего сейчас почти не делается. По мнению Дегтева, реестры деловой репутации и недобросовестных поставщиков должны иметь статус публичных.
"Дальнейшего совершенствования требует и конкурсное законодательство, которое в Москве имеет более проработанный характер, чем на федеральном уровне. Столица недавно приняла решение о создании рейтинга эффективности и прозрачности размещения государственного заказа, что будет дополнительно способствовать совершенствованию конкурсных процедур", - отметил глава Тендерного комитета. Он считает, что также необходимо создать центры для приема анонимных обращений от участников конкурсов по поводу нарушений в этой сфере.