11.07.2008 01:47
Поделиться

Родители учеников просят "заступничества и покровительства" у губернатора Тамбовской области

Реорганизация системы общего образования на принципах оптимизации поставила на уши всех участников образовательного процесса как в Тамбове, так и за его пределами. Петиции от педагогов и родителей учеников летят во все инстанции. В сложившейся ситуации попытался разобраться корреспондент "РГ".

Слиться воедино

Губернатору Тамбовской области Олегу Бетину поступило письмо из города Рассказова, в котором родители учеников просят "заступничества и покровительства". И далее уже в стиле современного делопроизводства по пунктам излагают вопрос по существу. Администрация Рассказова намерена закрыть школу № 8, а учеников перевести в школу № 1. Кроме того, планируется слияние еще нескольких городских школ, чтобы тем самым сократить бюджетные расходы на образование, а заодно улучшить условия для обучения. Но в школе № 1, в которую власти намерены переселить учеников 8-й, туалет находится на улице, классных комнат и сейчас не хватает, спортивный зал мал, да и здание школы находится в аварийном состоянии. Последний факт, как утверждают родители, тщательно скрывается. В школе № 8, расположенной в центре города, условия учебы вроде бы получше, но… "Это здание, - пишут родители, - лакомый кусочек для властей города, и уже четвертый год идет выдавливание детей из школы любым способом, даже под видом модернизации".

Похожие доводы родители приводили и в письме в администрацию Рассказова в апреле этого года. Но получили оттуда витиеватый ответ, подписанный заведующей отделом образования Мариной Цикуновой: "Филиализация МОУ СОШ № 8 не планируется, не обсуждается, не рассматривается администрацией города как возможный вариант сосуществования образовательных учреждений Центрального микрорайона.

Что такое "филиализация" выяснить не удалось. Но из ответа ясно главное - местное самоуправление ничего не решает, и решать не собирается. Хотя школа, заметим, муниципальная, то есть городские власти вправе самостоятельно реформировать систему образования в рамках федерального законодательства.

Тогда родители и педагоги обратились в вышестоящую инстанцию - в областное управление образования и науки. Начальник ведомства Наталья Астафьева свои доводы в поддержку инициативы городских властей Рассказова построила на низких результатах ЕГЭ, показанных школой № 8 в 2007 году. И сделала вывод, что "педагогический коллектив, администрация школы должны отдавать себе отчет, что, сохраняя качество работы на таком уровне, они ставят под угрозу будущее детей". Правда, этот довод никак не вяжется с результатами ЕГЭ в нынешнем году. 71 процент выпускников "нехорошей" школы экзамен по русскому языку сдали на "4" и "5". Такой же показатель качества и по математике. А в целом по городским школам Тамбовской области эти показатели заметно ниже.

Спецоперация на ЕГЭ

Рассказово уж не первый год сотрясают скандалы, связанные с попытками закрыть школы, чтобы перейти на спасительное подушевое финансирование образования. Из отдела образования администрации города грозятся, что уже к октябрю 2008 года школы окажутся в чрезвычайном финансовом положении, денег не будет хватать даже на зарплату учителям. А объединение школ № 1 и № 8 обеспечит полноценное бюджетное финансирование. Видят в администрации города и риски объединения, но убеждены - плюсов больше. Однако депутаты горсовета на июньском заседании проголосовали против слияния школ. И привели довод, который не учла исполнительная власть: в этом году все школы города получили лицензии сроком на пять лет, что дает им право до 2013 года существовать без потрясений.

Система среднего образования действительно нуждается в модернизации. Но когда процесс сводится к закрытию школ ради сиюминутных, а поэтому сомнительных финансовых выгод, то противники невольно начинают искать менее пафосные причины реформирования, видеть "происки" в любом административном чихе. Загадочная история, например, случилась в Рассказово 4 июня.

Для сдачи ЕГЭ по русскому языку выпускников двух школ собрали в здании школы № 9, а ответственной назначили директора школы № 1 Ирину Рагимову. Во время экзамена в школе неожиданно появились сотрудники местного ОБЭП. По одной версии, они устроили в школе повальный обыск, по другой - вежливо проверили сигнал о нарушениях в ходе государственных экзаменов. Внятных объяснений или извинений со стороны правоохранительных органов никто не дал, и Рагимова обратилась с заявлением к вице-губернатору Александру Сазонову. Оттуда сигнал ушел в областное УВД, где организаторы обыска или проверки вроде бы получили нагоняй. Противники поспешной модернизации полагают, что педагогов с подачи чиновников от образования "спецоперацией" попросту брали на испуг.

Под катком модернизации

В Тамбове на главном направлении учебных боев оказалась муниципальная гимназия № 7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. В отличие от рассказовского варианта власти Тамбова намерены разделить гимназию надвое, но никто не знает, где пройдет демаркационная линия. При этом волнения по ту и другую стороны начались еще осенью прошлого года. И они объяснимы, если учесть, что слово "демаркация" используется еще и для обозначения отграничения больных участков ткани организма от здоровых.

По местному телевидению гимназию № 7 местные чиновники "презентуют" чуть ли не как худшее учебное заведение города, поэтому и намерены отсечь ее от здоровых тканей.

Система среднего образования нуждается в модернизации. Но этот процесс не должен сводится к закрытию школ ради сиюминутных финансовых выгод

- Выступая по телевидению, наш губернатор сказал, что седьмая гимназия не отвечает современным требованиям по уровню знаний, что она потеряла свой статус, что детей следует присоединять к более сильным школам, - рассказывает Оксана Зубаирова, мать гимназиста. - Нас это заявление встревожило. В этом году наши дети показали хороший результат по ЕГЭ, средний балл по русскому языку выше, чем в целом по городу. Мы хотим, чтобы наши дети учились в этой гимназии, чтобы они изучали французский язык.

Действительно, по русскому языку выпускники гимназии № 7 не получили ни одной "двойки", качество знаний по этому предмету - 80 процентов при среднем показателе по Тамбову 65 процентов. Правда, неважные знания показали выпускники по математике. Получили десять "двоек" и ни одной "пятерки".

Кто кого послушает? 

На 18 июля назначены публичные слушания по проекту решения городской Думы о подготовке и проведению реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений Тамбова. Проект представлен главой администрации города, и 26 июня заместитель председателя комитета по законодательству областной Думы Павел Плотников направил главе администрации Петру Черноиванову депутатский запрос, в котором интересуется, чем вызвана необходимость реорганизации гимназии № 7, в чем будут отличия двух новых гимназий, в каких зданиях они будут располагаться и как произойдет разделение педагогического коллектива гимназии и учащихся. "От ответов на эти вопросы, - уточняет Плотников, - во многом будет зависеть позиция обратившихся ко мне родителей учащихся, намеренных принять участие в публичных слушаниях".

Слушания обещают быть бурными. Как все процессы, происходящие последнее время в тамбовской системе среднего образования.

мнения

Алексей Ильин, глава Тамбова:

- Процесс реформирования системы образования идет болезненно везде, гимназия № 7 не исключение. Но в Тамбовскую епархию ее никто отдавать не собирается, я обеими руками за сохранение в гимназии французского языка. Но обратите внимание - только 32 процента выпускников подтвердили хорошее знание французского языка. Думаю, что предстоящие общественные слушания в городской Думе многое прояснят, будут учтены все точки зрения.

Ольга Устинова, преподаватель французского языка и литературы гимназии № 7:

- Весь год нас держат в неведении. А недавно в СМИ появилась информация, что наши ученики плохо сдали ЕГЭ, что, мягко говоря, не соответствует действительности. Да, по математике мы выглядим хуже. Но это тот же показатель, который получен в целом по России. К тому же наша гимназия языковая, гуманитарная, но никак не математическая, у гимназий должны быть свои критерии оценки качества знаний, с этим согласны и чиновники из Рособрнадзора. Разговоры о том, что с гимназией что-то будет, привели к тому, что за последние две-три недели 57 родителей забрали документы своих детей. То есть мы потеряли два класса. При этом родители говорят, что они не пошли бы на этот шаг, но они хотят стабильности.