Новый кабинет министров Сербии, сформированный после майских парламентских выборов, наконец предложил ратифицировать газовое соглашение с Россией. Речь идет о строительстве сербского участка системы "Южный поток". Россия ждала этого решения более полугода.
Судьба договора, подписанного еще в январе, оказалась не такой легкой, как думалось поначалу. Достаточно сказать, что соглашение с Россией сербский кабинет министров до сих пор рассматривал в общей сложности уже четыре раза. Из-за противодействия министров проевропейского демократического блока президента Бориса Тадича, добивавшихся пересмотра условий продажи "Газпрому" сербской нефтяной компании NIS (Нефтяной индустрии Сербии), предыдущее правительство во главе с Воиславом Коштуницей только с третьей попытки приняло документ. И незадолго до выборов направило его в парламент. Но тогда депутаты распущенной к тому времени скупщины так и не смогли приступить к его рассмотрению. Договор повис в воздухе, и судьба его стала казаться неопределенной. Долгожданная ясность наступила лишь на этой неделе. Сформированное на днях новое правительство Сербии во главе с Мирко Цветковичем, которое считают прозападным из-за его ориентации на Евросоюз, вытащило из портфеля прежнего кабмина два первоочередных соглашения, требующих немедленного одобрения: газовое соглашение с Россией и соглашение о сближении с ЕС. Оба документа были единогласно поддержаны и уже переданы на утверждение парламента. Казалось бы, Москва и "Газпром" могут вздохнуть спокойно. Но не тут-то было.
Напомним, что соглашение между Россией и Сербией предусматривает строительство 400-километрового сербского участка газопровода для транзита и ежегодных поставок природного газа на Балканы. Тогда же был подписан еще один документ - протокол о продаже российской "Газ пром-нефти" 51 процента акций сербской компании NIS за 400 миллионов евро и вложения в модернизацию предприятия в размере не менее 500 миллионов евро.
Второе соглашение сразу же стало объектом нападок со стороны прозападных партий Сербии, посчитавших, что цена за сербскую компанию оказалась заниженной. Надо иметь в виду, что на NIS, помимо "Газпром-нефти" претендовали многие западные нефтяные компании. Они были недовольны активностью российских конкурентов, уводящих у них из-под носа столь лакомый актив, да еще и без объявления международного тендера. Как водится, к атаке на соглашение подключился Евросоюз. Думается, это и было главной причиной задержки с ратификацией всего пакета соглашений с Россией. И теперь, если с соглашением по "Южному потоку" вроде бы все ясно - оно наверняка пройдет в сербской Скупщине, то с соглашением по NIS такой уверенности нет.
Дело в том, что координатором рабочей группы по сопровождению договора в скупщине новое правительство назначило вице-премьера и министра экономики Младжана Динкича. А он известен как один из самых ярых критиков финансовых условий соглашения: неоднократно делал заявления о том, что Сербия должна добиваться от России повышения цены за акции нефтеперерабатывающего предприятия. Такое же заявление Динкич сделал и перед началом первого заседания нового правительства Сербии, на котором рассматривался вопрос о покупке "Газпром-нефтью" компании NIS.
Сербия действительно может ратифицировать только одно из двух соглашений, не исключают и в "Газпроме". Как заявил представитель российского газового гиганта, это разные документы, зарегистрированные на разные юридические лица. Однако от официальной реакции на такой поворот событий "Газпром" пока воздерживается.