Столичные власти предложили увеличить квоту на привлечение иностранных работников на этот год. С чем это связано? За комментариями "РГ" обратилась к заместителю руководителя комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Евгению Чернецову.
Российская газета: Мэр Москвы неоднократно заявлял, что городу не нужно столько мигрантов, сколько приезжало к нам в последнее время. Поэтому на нынешний год квота была сокращена более чем вдвое - с 810 до 300 тысяч человек. Теперь выясняется, что зря?
Евгений Чернецов: Проанализировав итоговые данные за 2007 год, мы выяснили, что из 580 тысяч выданных разрешений на работу реально трудоустроились лишь 207 тысяч приезжих. Куда делись остальные почти что 400 тысяч человек? Однозначно, не по домам разъехались. Остались в Москве. Скорее всего большинство сейчас уже на нелегальном положении. Поэтому, определяя квоту на 2008 год, специальная комиссия, в состав которой входят и представители нашего комитета, пришла к выводу, что если в Москве реально находят работу менее половины мигрантов, получивших на нее разрешение, то надо ориентироваться на потребности рынка. Тем более что годовая квота определяется, исходя из заявок работодателей. Поэтому и было принято решение о ее сокращении более чем в два раза. Однако жизнь внесла свои коррективы.
РГ: Какие?
Чернецов: Вот последние данные службы занятости. Сегодня Москве требуется 142 тысячи различных специалистов. И с высшем образованием, и со средне специальным - то есть нужны высоко классные рабочие, водители, электрики, монтажники, пожарные, парикмахеры, слесари-сантехники... Много кто нужен. Но люди, которые к нам приезжают, как правило не обладают тем уровнем знаний и профессионального мастерства, который бы устроил столичных работодателей. Из ста землемеров одного летчика не получится. Простой пример: ЗИЛ свои 4500 иностранных работников, которые у него трудятся, отбирает из 11 000 соискателей. С другой стороны, сами работодатели предлагают такие условия труда и такую зарплату, которые не могут устроить москвичей. Вот, например, городу требуется 200 с лишним машинистов автокранов. Но найти тосреди москвичей желающих управлять столь сложной машиной за 20,5 тысячи рублей в месяц нереально. Такая работа должна оплачиваться в пять раз дороже. Только представить: одно неверное движение - и стрела крана может завалиться либо на строящийся объект, либо рухнуть на стройплощадку, вокруг которой всегда немало людей. Проходчикам предлагают платить 21 тысячу рублей, токарям - 16 тысяч. Получается замкнутый круг: москвичи не идут, приезжие не соответствуют.
РГ: Вам не кажется, что в первую очередь надо заниматься подготовкой собственных кадров?
Чернецов: Учить тоже никто никого не спешит. Система профподготовки развалена. По статистике, предприятия, и то довольно крупные, тратят на обучение своих новых сотрудников лишь 0,7 процента от прибыли. В Западной Европе, Канаде, США, Южной Корее, Японии - 20 процентов. В Москве лишь метрополитен, насколько я знаю, серьезно подходит к этому вопросу. Он сам готовит себе кадры. Стипендия составляет 16 тысяч рублей. А машинист получает порядка 60 тысяч в месяц (для сравнения: столичный чиновник в среднем - 45 тысяч рублей). Но иностранцев на работу туда не берут. А зачем? Политика руководства метрополитена такая: надо прежде всего трудоустраивать москвичей.
РГ: Но ведь каждого работодателя в Москве не заставишь строить собственные учебные комбинаты и уж тем более платить зарплаты больше чиновничьих. Наоборот, они по-прежнему заинтересованы в дешевой рабочей силе...
Чернецов: Постепенно менталитет меняется и у них. Руководители крупных компаний уже более ответственно и требовательно относятся к привлечению иностранной рабочей силы. Я уже приводил пример с ЗИЛом, где ведется довольно жесткий отбор. Именно поэтому квота не может равняться числу разрешений на работу. А именно такой порядок сегодня существует в Москве. Миграционная служба выдала 300 тысяч разрешений, квота оказалась исчерпанной. Но ведь многие работодатели за прошедшие полгода так и не смогли подобрать себе сотрудников из числа приехавших в столицу мигрантов. Поэтому столичные власти и вышли в мин здравсоцразвития с предложением увеличь квоту на этот год на 236 тысяч человек.
К тому же, власти города уже неоднократно ставили вопрос об изменении существующего порядка определения квот на следующий год. Ведь это же абсурдно: до 1 мая текущего года работодатели должны подать в наш комитет заявки о том, сколько работников из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья они планируют привлечь в следующем году. Никто из нас не знает, что может случиться завтра, а уж тем более в следующем году. Всякое может случиться. Поэтому те, кто знают, что без иностранной рабочей силы им не обойтись, ставят в своих заявках примерные цифры. Из-за этого во многом такая неразбериха с квотой. Порядок ее определения явно нуждается в переработке. Помимо разрешения на работу иностранцу должно выдаваться разрешение самому работодателю на привлечение иностранных работников, если последний гарантирует обеспечить их жильем и медицинским обслуживанием. Сама квота должна стать предметом соглашения трехсторонней комиссии социального партнерства.