В Чехии завершился самый крупный и авторитетный международный кинофестиваль Центральной и Восточной Европы - в Карловых Варах, куда зрители стекаются из всех соседних стран.
Главным триумфатором 43-го Карловарского фестиваля стал фильм датского режиссера Хенрика Рубена Генца "Ужасно счастливый", получивший престижную премию "Хрустальный глобус". Это удивительная история молодого копенгагенского полицейского, за служебную провинность сосланного наводить порядок в городке, в самом буквальном смысле слова утонувшем в болотах.
Специальный приз жюри получил индонезийский фильм "Фотограф" (режиссер Нан Тривени Ачнас) - трогательный рассказ о нашедших друг друга одиноких людях, пожилом фотографе и юной проститутке.
Премией за лучшую режиссуру награжден Алексей Учитель, снявший драму из времен чеченской войны "Пленный" - экранизацию рассказа Владимира Маканина. Это убедительный реванш петербургского режиссера за близорукость жюри сочинского "Кинотавра", которое предпочло его картине амбициозный, но любительского уровня фильм "Шультес".
Оба актерских приза ушли чешским актерам Иржи Мадлу и Марте Иссовой за роли в фильме "Ночные совы" режиссера Микаэлы Павлатовой.
Специальным упоминанием жюри и призом ассоциации международной кинопрессы ФИПРЕССИ отмечена картина чешского режиссера Петра Зеленки "Карамазовы", где сюжетные и философские мотивы романа Достоевского претворены в своеобразный жанровый микст - использованы художественные средства из арсенала литературы, театра и кино, от игрового до почти документального.
Еще одно специальное упоминание жюри и приз международной федерации киноклубов "Дон Кихот" достались венгерскому фильму Аттилы Гигора "Исследователь". Учрежденный Чешским телевидением независимый приз "Камера" (представляющий собой натуральную кинокамеру для победителя) вручен автору российского фильма "Русалка" Анне Меликян, уже собравшей обильный урожай международных премий, включая приз за режиссуру на фестивале независимого кино в Санденсе (США). Этот фильм был показан в одной из побочных программ Карловарского фестиваля "Форум независимых".
Победой фильма казахского режиссера Сергея Дворцевого "Тюльпан" завершился второй по значению конкурс фестиваля "К востоку от Запада" - он оказался первым среди 15 конкурентов и завоевал главный приз. Этот фильм получил также премию НЕТПАК - организации по распространению азиатского кино. "Тюльпан" снят в качестве совместной продукции Казахстана, Германии, Швейцарии, Польши и России. Специального упоминания жюри этого конкурса удостоена болгарская лента Людмилы Тодоровой "Швеи".
Почетный "Хрустальный глобус" за выдающийся вклад в киноискусство на заключительной церемонии был вручен старейшему режиссеру Ивану Пассеру, одному из самых ярких мастеров чешской "новой волны" 60-х, который возглавлял жюри нынешнего фестиваля. Блестяще стартовав сценариями для фильмов Милоша Формана "Конкурс" и "Не будь этой музыки" и собственной режиссерской работой 1965 года "Молния", он затем покинул коммунистическую Чехословакию и живет в США, где поставил около двадцати лент, включая нашумевшую телевизионную картину о Сталине.
Внушительный парад мировых звезд в нынешних Карловых Варах завершился вручением премии президента фестиваля 86-летнему английскому актеру Кристоферу Ли.
Наконец, приз зрительских симпатий достался фильму Никиты Михалкова "12".
В этом году фестиваль побил собственный рекорд: в курортном городе, где население составляет 17 тысяч жителей, на 477 сеансах побывали 143 780 зрителей. Это почти в полтора раза больше, чем в 12-миллионной Москве на недавнем ММКФ. Он резко поднял свой уровень - и в качестве программы, включившей 235 фильмов (из них около 60 мировых премьер), и в количестве именитых гостей, и в драматической напряженности двух главных конкурсов. А главное - в праздничности уникальной атмосферы этого фестиваля, сочетающей курортный уют живописного городка на водах со столичным ритмом.
Во главе фестиваля вот уже 15 лет стоит Ева Заоралова - знающий киновед, талантливый организатор, душа кинопраздника. Ее круглый год можно увидеть на всех крупнейших фестивалях мира - ведет переговоры, формирует программу будущего киносмотра. Результат умелого менеджмента налицо: более 140 тысяч зрителей в этом году против 36 тысяч в 1993-м, когда фестиваль в Карловых Варах отделился от Московского, с которым выходил попеременно, и стал работать в ежегодном режиме. Теперь это восемь очень горячих дней бесперебойных просмотров, концертов, выставок, приемов и встреч старых и новых друзей.