Госдума установила рекорд по принятию законов

Госдума пятого созыва ушла в свой первый отпуск, перед отдыхом порадовав народ ударным трудом и новыми рекордами.

В весенней сессии принято 167 законов: 164 федеральных и 3 конституционных. Правда, в электронной базе Госдумы зафиксирован несколько иной итог - 140 законов. Но и в том, и в другом случае цифры все равно рекордные. Четыре года назад депутаты, вот так же начиная свой думский цикл, выдали "на-гора" только 129 законов. Это уже потом, к концу срока, в весеннюю сессию, они смогли выйти на 227.

Рекорды нынешней Думе были на роду написаны. В первом, сугубо партийном думском наборе оказалось неожиданно много профессиональных спортсменов. Да и год нынче олимпийский, притом уже отмеченный славными спортивными победами россиян, вдохновляющими народных избранников на высоты в законотворчестве. И не только: к примеру, парламентская футбольная команда вчистую обыграла австрийских парламентариев.

Поэтому Дума 2007 года рождения, укрепленная олимпийскими чемпионами с депутатскими мандатами, уже не могла довольствоваться просто борьбой за здоровый образ жизни, которая, по словам спикера палаты Бориса Грызлова, стала "визитной карточкой" прошлого думского созыва. Пятая замахнулась на большее - спорт высших достижений.

Но прежде народным избранникам надо было создать свои команды. Что касается фракций, то тут задача была упрощена до предела - депутаты пришли в Думу стройными партийными колоннами и сразу оформились согласно полученным мандатам. Укрупнение фракций за счет "одномандатников", вокруг которых в былые времена разворачивались настоящие сражения, теперь стало невозможно - одиночек в Госдуму пятого созыва не брали. Однако "единороссам" своих сил хватило, чтобы создать в нижней палате фракцию конституционного парламентского большинства.

Впрочем, уже в первые месяцы работы в некоторых командах произошли замены. Несколько депутатов вынуждены были расстаться со своими мандатами, едва их получив. "Единая Россия" отправила своих на солидные посты в исполнительной власти, ЛДПР и КПРФ - в собственные партструктуры. Новый закон позволял привести на освободившиеся места нужных партии людей.

Думские долгожители быстро справились с оргвопросами. "Справедливой России", которая в четвертой Думе смогла лишь "застолбить" свое имя, прикрепив его к расколотой "Родине", нужно было строить свою фракцию с нуля. Но через несколько месяцев у вице-спикера Госдумы от "справороссов" Александра Бабакова появились основания уверенно заявить: "Положительной особенностью работы Госдумы в ходе весенней сессии стало то, что состоялась фракция "Справедливая Россия".

А вот с комитетами пришлось повозиться. Трудным было решение о числе комитетов. Ведь поначалу предполагали, что их станет меньше, а пришлось прибавить тройку - чтобы "закрыть новые направления думской работы" и заодно обеспечить председательскими портфелями тех, кому они были обещаны. И оппозиции кое-что досталось.

Некоторое время думских новобранцев из регионов еще мучил квартирный вопрос - они жили в гостинице, ожидая, пока освободится и будет отремонтировано депутатское служебное жилье. Кстати, как объявил на одном из последних заседаний весенней сессии Сергей Иванов (ЛДПР), до сих пор "большое количество депутатов не имеет временной регистрации в Москве, хотя эта бумажечка нужна не только для предъявления сотрудникам милиции, но и для других вещей".

Однако, по словам первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Владимира Пехтина, "у новых депутатов практически не было времени на адаптацию". Нужно было идти на рекорды. Сразу два из них были зафиксированы в мае. На пленарное заседание, где рассматривалась кандидатура Владимира Путина как претендента на пост председателя российского правительства, явились 449 депутатов из 450. Единодушное согласие на это назначение дали члены трех думских фракций - прежде такой поддержки не получал ни один кандидат в премьер-министры.

"Это ключевое событие сессии", - считают даже коммунисты. Как пояснил вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников, ключевым оно было потому, что "итогом обсуждения стала абсолютная взаимосвязь всех фракций Госдумы, кроме КПРФ, с правительством". Думское большинство убеждено, что это хорошо - иначе и быть не может, ведь впервые премьер - лидер их партии. Левые называют такую позицию неконструктивной. Хотя, как признавались потом некоторые из думских коммунистов, они тоже хотели бы проголосовать за премьерство Путина. "Но какая ж после этого мы будем оппозиция?" - спрашивали члены фракции КПРФ. Позволить себе пойти против партийной установки смог только один из них.

Но на роль думской оппозиции претендуют также и "справороссы", и либерал-демократы, однако они по-другому оценивают создавшуюся в пятой Думе ситуацию. По мнению депутата Анатолия Аксакова ("Справедливая Россия"), главной "необычностью" пятой Думы стало то, что работа велась в условиях, когда "контрольный пакет" находился у "Единой России", а три остальные фракции являлись оппозиционными". "Но даже в таком антагонистичном, - считает Аксаков, - противостоянии был установлен конструктивный диалог, который позволяет вполне успешно двигаться вперед, принимать решения, которые будут работать на пользу стране и ее гражданам".

Правда, пока это была в основном "точечная застройка" правового поля - поправки в уже действующие законы. Но, шагая след в след за своими предшественниками, постоянно, по признанию вице-спикера от ЛДПР Владимира Жириновского, испытывая стрессы - "ведь депутаты должны знать все законодательство и разбираться во всем, каждый день читать по сто страниц юридических текстов", народные избранники все-таки сумели заполнить некоторые пробелы в законодательстве.

"Нам нередко приходилось задаваться "королевским" вопросом и искать место для запятой во фразе: "Казнить нельзя помиловать". Но мы знали, что, быть может, от одного слова, одного знака может зависеть судьба десятков, сотен тысяч людей", - признается вице-спикер палаты от "Единой России" Надежда Герасимова, которая, придя в Думу, увидела, что "здесь сидят не какие-то небожители, а дел так много, что за день даже домой позвонить некогда". Вообще-то депутатство иногда напоминало Надежде Герасимовой, бывшему зам главы МЧС, ее прежнюю службу - нужно было срочно спешить к кому-то на помощь. Спасать государственный статус пожарных, обслуживающих важные для страны объекты, которые стали акционерными обществами. Восстанавливать справедливость в отношении жен военных, которые следовали за своими мужьями, не думая о том, что в дальнем гарнизоне останутся без работы и из-за этого потеряют в пенсии: "Небольшая поправка - а столько проблем решает!" Вот только удивляет Надежду Герасимову думская оппозиция: вроде бы плохого народу не желают, правильные вещи говорят и предлагают, но нередко голосуют против - "политические амбиции уводят в сторону", - если с подобной инициативой выступает фракция большинства.

Единственное, что никак не может понять и принять в Думе Надежда Герасимова, - это полупустой зал на пленарных заседаниях палаты: "В министерстве люди себе такого не позволяют - получать зарплату и прогуливать". Поэтому Герасимова, которой нередко приходится председательствовать на заседаниях, за весеннюю сессию так и не узнала всех коллег в лицо, "но цвет Думы - да".

Как раз с цветом Думы связан и еще один майский рекорд - тысячное заседание палаты, где отличники депутатского труда были награждены орденами, медалями, почетными грамотами и благодарностями - опять же в рекордном количестве.

Что же за время весенней сессии получил народ? Четырехкратно выросший минимальный размер оплаты труда, повышение пенсий, зарплат, стипендий. До рекордных величин они, правда, не дотягивают. МРОТ только выходит на прожиточный минимум конца прошлого года. Но остается надежда, что и здесь появятся высшие достижения.