В Государственном Эрмитаже чествовали лауреатов премии "Гринцане-Кавур". На этот раз международной наградой за вклад в мировую культуру отмечены заместитель директора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов и вице-президент Высшего совета по культурному наследию, директор Музеев Ватикана Антонио Паолуччи.
В нашей стране "Гринцане-Кавур" вручается второй раз. Она посвящена искусству и различным формам его выражения, а также издательской деятельности в области искусствознания.
В Петербурге первая церемония состоялась два года назад, в стенах этого же музея. Как отмечают сотрудники Эрмитажа, - премия "Гринцане-Эрмитаж" призвана упрочить связи, исторически соединяющие Италию и Санкт-Петербург - город, в строительстве которого принимали участие архитекторы Растрелли и Ринальди, Кваренги и Росси, где жили и творили многие другие итальянские художники, оставившие частицу своей души в этом городе". Премия, учрежденная в Италии четверть века назад, получила свое имя от места создания, от названия замка в Пьемонте. Ее первоначальная цель - отмечать достижения в литературе; но сейчас эту премию вручают не только писателям и переводчикам, но также и выдающимся специалистам изучения истории и культурного наследия.
Признанный во всем мире специалист в этой области Антонио Паолуччи возглавляет Музеи Ватикана полгода с небольшим; он назначен на эту должность Папой Бенедиктом XVI в декабре 2007 года. Ранее сеньор Паолуччи возглавлял управления по охране культурного наследия в Венеции, Вероне и Тоскане, занимал должность Министра культурного наследия в правительстве Ламберто Дини. Кроме того, он является президентом научного комитета по художественным выставкам в Scuderie del Quirinale, редактором журналов Paragone и Bollettino d Arte и автором многочисленных публикаций по живописи итальянского Возрождения.
- Радость от присуждения премии усиливается тем, что вручают мне ее в таком музее, как Эрмитаж. - сказал Антонио Паолуччи. - Это один из "старорежимных" музеев, отражающих историю страны, сохранивших в первозданном виде наследие абсолютистской роскоши.
По словам искусствоведа, в 1970-е годы он впервые прошел по Эрмитажу, поразившись размеру и цветовым переходам в бесконечной череде залов, в которой, по его словам, выразилась гордость династии, собравшей во дворце лучшее из всей бескрайней империи.
В своем кратком выступлении директор Музеев Ватикана особо подчеркнул двойную миссию музеев, - хранительскую и просветительную. По его словам, очень важно количество людей, приходящих в храм искусства, но еще более важно, сколько людей выходит, запомнив и осмыслив увиденное. "Научить новое поколение понимать ту, прежнюю культуру - это целая наука, - сказал сеньор Паолуччи. - Когда мы имеем честь и ответственность руководить такими музеями старых режимов, мы должны соблюдать равновесие и не впадать в крайности. С одной стороны, нужно доносить культуру до современников, а с другой - регулировать поток посетителей, а также обходиться лишь минимумом реставрации, сохранять культурное наследие, думая о тех, кому еще лишь предстоит родиться".
С Россией и Петербургом Антонио Паолуччи знаком с детства: урбанистику и дух Северной столицы искусствовед изучал еще в 12 лет по произведениям Гоголя. Запомнившиеся страницы о Невском проспекте он считает одними из лучших в мировой литературе.
Отвечая на вопрос "РГ" о допустимости перемен в архитектурном наследии, сеньор Паолуччи отметил, что Петербург пока еще сохраняет свою индивидуальность. А вот Москва, считает он, более брутальна или даже кичлива: в ее архитектуру вторглось слишком много изменений, что, вероятно, вызвано обилием денег. Впрочем, даже в Италии, которая хорошо умеет хранить архитектурные памятники в городах, есть та же проблема - многие прежние ландшафтные пейзажи практически уничтожены. Что касается будущего "Северной Венеции", которая тоже переживает экономический бум, - тут директор Музеев Ватикана выразил надежду на "присущее этому городу чувство вкуса и меры".