"Газпром" и Национальная иранская нефтяная компания создадут совместное предприятие по реализации нефтегазовых проектов в Иране, России и в третьих странах. Руководители компаний уже подписали соглашение, необходимое для начала этой работы.
В этот же день главу "Газпрома" Алексея Миллера принял президент Ирана Ахмадинежад. Они обсудили развитие Форума стран-экспортеров газа "как постоянно действующей международной организации".
Молниеносный воскресный визит Алексея Миллера в Иран состоялся через три дня после того, как глава французского энергетического гиганта Total заявил о выходе компании из проекта по разработке иранского нефтегазового месторождения "Южный Парс" и о прекращении инвестиций в экономику страны. А в мае от участия в проекте отказались еще два солидных инвестора - британо-нидерландская и испанская компании. Мотивировали они это тем, что в Иране высоки политические риски, связанные с известиями о готовящихся американских и израильских ударах по ядерным объектам.
Между тем сейчас иностранные инвесторы Ирану необходимы как воздух, поскольку у страны не хватит собственных ресурсов для разработки своих месторождений. Похоже, ни политические, ни экономические риски не пугают Россию, которая стремится, уступив США стратегические сырьевые позиции в Ираке, теперь обосноваться в Иране. Эту смелость, кстати, оценил министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари, который тоже встречался с Алексеем Миллером. Он заявил, что Россия и Иран "впервые достигли столь масштабных соглашений", и выразил надежду, что "меморандум будет реализован в кратчайшие сроки". "Иранская сторона также поставила вопрос о поставках российского газа в северные районы Ирана на долгосрочной основе", - говорится в сообщении концерна.
Так что в итоге получит Россия? Достигнутая договоренность предусматривает совместную разработку крупнейшего в мире газоконденсатного месторождения "Южный Парс", а также строительство трубопровода Иран-Пакистан-Индия. Кроме того, согласно меморандуму российская сторона будет участвовать в освоении нефтяного месторождения "Северный Азадеган" и в строительстве нефтеочистительного завода на севере Ирана, в транспортировке сырой нефти с Каспийского моря в Оманский залив по маршруту Нека-Джаск.