Минсельхоз планирует уже к сентябрю подготовить поправки в законодательство, которые позволят взять под госконтроль земли сельхозназначения. Вчера на коллегии минсельхоза был дан старт очередной попытке решить земельную проблему в России.
Серьезной ошибкой назвал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев разделение в 1992 году сельскохозяйственных земель на паи. Сегодня из 12 миллионов собственников земельных долей лишь 400 тысяч прошли госрегистрацию прав. Больше четверти земельных долей вообще не востребованы. Иными словами, не известно, кого считать их владельцем.
Но именно на этой "долевой" земле растет наш хлеб. Более 80 процентов площадей, на которых сельскохозяйственные организации выращивают пшеницу, свеклу, подсолнухи и прочие культуры, - это как раз чьи-то или ничьи земельные доли, взятые в аренду. Государству и муниципалитетам принадлежат 16 процентов угодий. А сами аграрные компании владеют лишь 0,6 процента российской сельскохозяйственной земли. По мнению главы минсельхоза, это одна из причин крайне низкой эффективности использования российских полей и пастбищ. "Тот, кто на земле работает, должен иметь явные преимущества даже перед собственниками земли", - подчеркнул глава минсельхоза.
Полномочия по выработке и реализации государственной земельной политики минсельхоз получил только пару месяцев назад - по указу президента от 12 мая. Так что полноценной ответственности за то, что было наворочено в этой сфере за все последние годы, аграрное ведомство не несет. Однако Алексей Гордеев напомнил участникам заседания, что пройдет еще месяц, и никто уже не вспомнит, что землей прежде "рулил" кто-то другой.
Так что минсельхоз к сентябрю намерен подготовить поправки в земельное законодательство, которые позволят взять под госконтроль поля и пастбища и регулировать земельные отношения. Министр, очевидно, рассчитывает, что в таком случае необходимые поправки парламентарии смогут внести уже в ходе осенней сессии.
Созданный недавно департамент земельной политики минсельхоза получил задание в содружестве с коллегами разработать к началу осени концепцию, из которой станет ясно, в каком направлении и как аграрии намерены "двигать землю". И что, в конце концов, будет с бесхозными земельными долями. А уже к 1 октября должен быть готов законопроект, который внесет изменения в ряд законодательных актов РФ и позволит добиться намеченного.
Проблема долей, конечно, не единственная "на земле". По решениям, принятым коллегией, можно составить некоторое представление о направлениях новой земельной реформы. Следить за выполнением законодательства в земельной сфере правительство намерено поручить Россельхознадзору. Эта федеральная служба недавно освободилась от обязанности ловить браконьеров на реках и озерах страны. Зато теперь будет, видимо, бороться c земельными рейдерами, которые захватывают угодья вблизи крупных городов и застраивают их коттеджами. И просто с нерадивыми владельцами, чьи земли зарастают бурьяном.
О легкости перевода земель из одной категории в другую на коллегии говорили много. По мнению директора департамента земельной политики минсельхоза Петра Ефанова, действующий Закон "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" лишь в общих чертах описывает условия, позволяющие осуществить такой перевод. В результате любое поле можно превратить в коттеджный поселок без особых оснований. Что и происходит на практике.
Тех, у кого на полях вместо овса и картошки бурьян, будут стимулировать пахать и сеять. Ряд департаментов минсельхоза получил указание разработать соответствующие меры до 1 октября. Минсельхоз, кроме того, явно намерен позволить крестьянам брать кредиты под залог земли. Прежде межведомственная рабочая группа по нацпроекту "Развитие АПК" уже утвердила концепцию земельно-ипотечного кредитования. Аграрные банкиры даже пробовали брать поля в залог. Но для широкого развития ипотеки земли нужно менять ряд законодательных норм. Коллегия минсельхоза обратилась к минэкономразвития с рекомендацией совместно упростить процедуры постановки на учет участков сельскохозяйственных земель. Если это будет сделано, в России, быть может, станет меньше непонятно чьих и незарегистрированных земельных долей.