Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не возражает против открытия представительства США в Тегеране. К подобному шагу, похоже, готовы и в Белом доме, но пока не знают, как сделать так, чтобы их правильно поняли. И не решили, что американцы дали "слабинку".
В июне газета "Вашингтон пост" сообщила со ссылкой на неназванных высокопоставленных официальных лиц США, что инициатива о создании американской секции интересов в Тегеране начала изучаться администрацией Буша около двух лет тому назад. Тогда о ней также писала американская печать. Однако сейчас, как отмечало издание, вероятность принятия решения об открытии дипмиссии США в Иране весьма велика. Американские власти теперь якобы ломают голову над тем, в какой форме подать мировой общественности свое намерение, чтобы оно не выглядело как "признак слабости".
Три недели Ахмадинежад думал, как отреагировать на очередные откровения анонимных высокопоставленных американских политиков. И вот иранские журналисты, воспользовавшись пресс-конференцией иранского лидера, узнали его мнение о написанном в "Вашингтон пост". Президент Ирана ответил: "Мы приветствуем любые шаги, направленные на расширение связей между народами". В то же время он добавил, что "пока никакого официального запроса на эту тему Иран не получал". И все же, по словам Ахмадинежада, "любая инициатива такого рода будет рассмотрена, и мы отнесемся к ней положительно".
Президент Ирана, видимо, все же уверен в том, что в ближайшее время США вернут своих дипломатов в Тегеран. Эта идея, очевидно, настолько воодушевила Ахмадинежада, что он решил публично поговорить с местными журналистами о том, каким образом можно улучшить американо-иранские отношения на бытовом уровне. Отвечая на вопросы СМИ, он заявил, что контакты между гражданами двух стран Ирана и США "должны быть свободны" от проблем, разъединяющих власти двух стран.
"Мы нисколько не опасаемся установления обширных связей между своим народом и другими нациями и приветствуем любые контакты между артистами, спортсменами, коммерсантами и промышленниками двух стран", - продолжил иранский президент. "Еще во время моего первого визита в Нью-Йорк (в сентябре 2005 года. - "РГ") иранская сторона обратилась с предложением учредить прямые рейсы в США. До сих пор сотни тысяч американских студентов и торговцев хотят совершить поездку в Иран, но власти США им этого не позволяют", - добавил он.
Что же касается двусторонних переговоров на высоком уровне, то, судя по последним заявлениям Ахмадинежада, Тегеран пока продолжает придерживаться бескомпромиссной позиции. "Соединенные Штаты не должны ставить какие-либо условия, чтобы вступить с нами в переговоры", - подчеркнул иранский лидер. "Если кто и может определять эти условия, так это мы, и если Вашингтон не захочет вести диалог, то иранская нация нисколько от этого не пострадает", - пояснил он. Ранее госсекретарь США Кондолиза Райс неоднократно подтверждала готовность обсуждать с представителями Ирана ситуацию вокруг иранской атомной программы. Но лишь в случае, если Тегеран введет мораторий на вызывающие опасения мирового сообщества работы по обогащению урана.