Прошло почти 20 лет со времени падения Берлинской стены, и для каждого из 400 миллионов человек, проживающих в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, стало очевидно, что переход от экономики с централизованным планированием к рыночной экономике был далеко не легким периодом.
Старые системы ведения хозяйственной деятельности распались, государственные предприятия, существовавшие прежде за счет чрезмерно щедрых дотаций и выпускавшие продукцию низкого качества, развалились, а население региона внезапно потеряло то, что считалось постоянной работой, и многие оказались за чертой бедности. Если страны Центральной Европы пережили незначительный экономический спад, то в России к моменту финансового кризиса 1998 года средний уровень доходов населения снизился почти наполовину по сравнению с уровнем 1990 года.
На настоящий момент средний уровень доходов в странах СНГ превысил уровень 1990 года, и только за последнее десятилетие почти 50 миллионов человек были выведены из нищеты. Экспорт и импорт товаров, практически прервавшийся после падения Берлинской стены, развала Советского Союза и распада Югославии, быстро набирал обороты и вырос в регионе с 1994 по 2006 год от 15 процентов до почти 35 процентов ВВП. Сектор услуг, который в эпоху централизованного планирования не считался сферой первостепенной важности, активно проявил себя в таких отраслях, как телекоммуникации, транспорт, энергетика и банковское дело, и доля услуг за этот период увеличилась до 7 процентов ВВП.
Государства Восточной Европы и бывшего Советского Союза преодолели кризис 90-х, но для того, чтобы обеспечить устойчивый рост, им предстоит добиваться большего - внедрять инновации, вовлекать всех своих граждан в достижение целей развития своих стран и осуществлять интеграцию своих экономик в более масштабную глобальную экономику. Такие выводы содержатся в новом докладе Всемирного банка, презентация которого состоялась на этой неделе в Брюсселе.
За 20 лет переходного периода в темпах развития стран бывшего Восточного блока наметились явные различия, и стало ясно, что некоторые государства региона продвигаются по пути преобразований быстрее других. В западной части региона перспектива вступления в Евросоюз стала мощным стимулом для развития стран, которые недавно стали членами Европейского союза. Благодаря притоку иностранных инвестиций набирала обороты торговля с западными соседями, и расширялось участие этих стран в глобальных производственных цепочках, обслуживающих потребности автомобилестроения и информационных технологий, что в конечном счете способствовало подъему экономик этих стран. Ключевые аспекты деловой среды, определяющей характер деятельности компаний, приближаются к стандартам развитых рыночных экономик Западной Европы или уже сравнялись с ними.
Восточнее, в Содружестве Независимых Государств (СНГ), развитие не было столь всесторонним. Внешняя торговля ограничивается поставками за рубеж природных ресурсов или товаров, произведенных с использованием неквалифицированного труда; отмечается отставание и в части сокращения убыточных государственных предприятий. Деловая среда в этих странах тоже совершенствуется, но еще не достигла уровня, когда развитие и обострение конкуренции побуждает компании внедрять новые продукты или сокращать производственные затраты.
Каким же образом отстающие территории бывшего Восточного блока могут догнать страны с более высокими темпами роста? Единственно надежный путь к длительному процветанию - это повышение производительности, т.е. объема продукции, выпускаемой за единицу времени при имеющихся капитале и людских ресурсах. И для достижения именно этой цели решающими факторами становятся инновации, социальная направленность экономического развития и интеграция.
Инновации необходимы, потому что для повышения производительности предприятия должны или внедрять новейшие достижения науки и техники, генерируя научные знания, новые для остального мира, или осваивать знания и опыт, накопленные другими. Рост производительности выше на тех предприятиях, которые испытывают ощутимое давление со стороны отечественных конкурентов, что побуждает их внедрять новые продукты и искать новые рынки, а также, когда они имеют доступ к более развитым финансовым рынкам и когда правила и нормативы более предсказуемы.
Между тем наиболее важным является понятие "социальной направленности экономического развития". Доходы увеличивались в масштабах всего региона, однако количество рабочих мест росло не столь высокими темпами, за исключением последнего времени в странах, недавно принятых в Европейский союз. Кроме того, коэффициент использования трудовых ресурсов - групп населения в возрасте от 15 до 64 лет - в этих странах был ниже, чем в Западной Европе. Принимая во внимание тот факт, что в большей части этих государств происходит быстрое старение населения, неполную мобилизацию трудовых ресурсов следует считать непозволительной роскошью. Нужны программы обучения и переобучения граждан в течение всей жизни, а пенсионный возраст следует поднять как для мужчин, так и для женщин. И в тех, случаях, когда позволяет система налогообложения, налог на заработную плату следует понизить, поскольку он способствует повышению затрат работодателей на наем персонала.
И, наконец, странам региона необходимо удвоить усилия по интеграции в глобальную экономику. В странах, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году, доля торговли составляет теперь 60 процентов ВВП, в то время как в государствах СНГ данный показатель ограничивается лишь 20 процентами. Эти показатели служат основанием для усиления поддержки торговли и совершенствования логистики, включая повышение эффективности портов и реформирование таможенного режима. Эти страны могут обеспечить конкурентоспособность своего экспорта путем либерализации банковской системы, совершенствования телекоммуникаций и транспортных услуг.
Прошло всего 10 лет после российского финансового кризиса, а для многих стран Восточного блока переходный период можно считать большей частью завершенным. Но ряду стран для достижения этой цели предстоит пройти еще долгий путь. Мы надеемся, что эти государства удвоят усилия по внедрению инноваций, достижению социальной направленности экономического развития и интеграции в мировую экономику. Пройдет еще 10 лет, и население Восточной Европы и бывшего Советского Союза станет воспринимать переходный период как часть своего далекого прошлого и будет с уверенностью смотреть в будущее.