Чиновник, ответственный за все дороги в стране, по федеральной трассе М5 "Урал"добрался до Уфы и встретился с водителями-дальнобойщиками на стоянке возле Демского КПМ.
- Наверное, весь бывший Советский Союз здесь? - предположил Игорь Левитин и не ошибся. Автоперевозчики из Казахстана, Украины, Киргизии, Прибалтики и России наперебой говорили о том, что дороги перегружены и не соответствуют современным требованиям качества.
Основные проблемы федеральной трассы у них каждый день перед глазами. Узкое дорожное полотно, отсутствие инфраструктуры на протяжении десятков и сотен километров, неприспособленные обочины и места стоянок. Редкие автомастерские и медицинские пункты. Не исключение и М5. Правда, отдельные участки магистрали в разных российских регионах силами федерального и региональных бюджетов все же отстраиваются или реконструируются согласно последним техническим нормативам.
- Как вы готовитесь к тому, что с 1 января следующего года на всех грузовых фурах появятся специальные датчики? Ради безопасности движения после 8 часов дороги водителям придется останавливаться на отдых, - поинтересовался Игорь Левитин у дальнобойщиков.
- Тогда следует повышать и тарифы на внутренние грузоперевозки, иначе нам выгоднее будет работать за границей, - откликнулся водитель с 26-летним стажем Николай Бондарев. - В Европе за день нам удается проехать до 700 километров, а по российским дорогам едва ли 350 набирается.
И все-таки трасса М5 скоро превратится в автобан европейского уровня. То, какой она должна стать, можно увидеть на участке от Уфы до Покровки: три полосы ровного дорожного полотна, разделительная полоса посредине, ограждение, удобные съезды и развязки, понятная и яркая разметка. Трасса М5 становится в очередь на модернизацию вслед за федеральной магистралью М4 "Дон". Реконструкция начнется в 2010 году, а до этого времени специалисты составляют детальный портрет автомагистрали. Что предстоит сделать в каждом регионе на всем протяжении 1800 километров дороги, и определял в ходе инспекции Игорь Левитин.
Например, придорожную инфраструктуру предлагается развивать силами малого и среднего бизнеса, а это новые рабочие места и дополнительные доходы местных бюджетов.
Основная задача, которую предстоит решить при освоении 140 миллиардов рублей, предусмотренных федеральной целевой программой на всю трассу М5, - построить такое дорожное полотно, которое прослужит десятилетия. На пути от Октябрьского до Уфы Игорь Левитин увидел, как на магистраль действуют метеоусловия. Жара вытапливает под колесами большегрузных автомобилей глубокие колеи, а дождь разбивает покрытие и обочины. В целом сегодня грузопоток растет быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура. Поэтому от фирм-производителей правительство потребует обеспечить качество работ на долгие годы вперед. Автодорога "Урал" будет полигоном и для других ноу-хау.
На границе Башкортостана и Татарстана его встретил и сопроводил до Уфы корреспондент "Российской газеты".
- Трасса абсолютно перегружена. При допустимой нагрузке в семь тысяч машин по дороге проезжают 24 тысячи. Особенно тяжела ситуация при въезде в регион и возле Уфы, где сливаются трассы М5 и М7, - отметил в беседе с корреспондентом "РГ" главный госавтоинспектор РБ Динар Гильмутдинов. - Кроме того, на протяжении федеральной магистрали встречаются участки, где дорога остается на уровне четвертой категории с шириной проезжей части 7,5 метра. Между тем практика показывает, что как только дорожное полотно приводится в соответствие с современными нормативами, так аварийность снижается почти в два раза.
- Лишь шестая часть республиканского отрезка трассы М5 фактически отвечает первой технической категории, а более половины - только третьей. При этом надо учитывать, что прогнозируемый транспортный поток на автомагистрали к 2015 году возрастет почти в два раза, - поделился опасениями в беседе с корреспондентом "Российской газеты" президент республики Муртаза Рахимов. - Вот поэтому федеральное правительство планирует за семь лет в рамках автомагистрали "Урал" увеличить в четыре раза долю дорог высшей категории, а третьей - снизить более чем вдвое.
Справка "РГ"
Федеральная трасса М5 "Урал" проходит от Москвы до Челябинска по территории 10 регионов страны. Ее протяженность составляет 1848 километров. Республиканская часть автомагистрали насчитывает 325 километров. В настоящее время лишь 35 процентов протяженности дороги соответствует нормативам, а 14 процентов ее мостовых сооружений находится в неудовлетворительном состоянии. Сейчас на М5 первой технической категории соответствует 164 километра трассы.