Истекает срок, установленный в постановлении мэра о сносе жилого дома, пострадавшего в результате пожара. Что предпринимают власти для решения участи ростовчан, попавших в беду, равно как и самого здания, признанного памятником архитектуры?
Напомним, что в результате пожара, происшедшего в ночь с 1 на 2 мая в доме 162/70 на Большой Садовой, в самом центре города, три человека погибли и более 100 остались без крыши над головой. Уже спустя три дня после пожара вышло постановление мэра Ростова-на-Дону о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а собственников обязали снести строение в течение трех месяцев.
На защиту дома, являющегося памятником архитектуры, выступила городская общественность с требованием признать постановление мэра незаконным.
- Памятники архитектуры занесены в государственный реестр, и прежде чем снести дом, его необходимо оттуда вычеркнуть. Но это решение исключительно в компетенции Москвы, а не Ростова, - говорит "РГ" председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.
- Вопрос о сносе дома требует технического обоснования специализированного института, который должен дать заключение об остаточном ресурсе строительных конструкций и степени их физического износа. Для этого необходимо серьезное инструментальное исследование, с расчетом и испытаниями. Решение вопроса о дальнейшей судьбе здания, основанное только на проведении визуального осмотра, не соответствует действующим нормативным документам, - говорит руководитель "Ростпромстройниипроекта" Владимир Скачков.
Под напором общественного мнения городские власти были вынуждены назначить экспертизу. Итоги ее станут известны не ранее 15 августа. Между тем пресловутое постановление мэра, обязывающее собственников снести дом до 1 августа, остается в силе.
Отмена постановления - вопрос принципиальный. Ведь согласно п.10 ст. 32 Жилищного кодекса, "в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд".
- Постановление мэра действует, и его никто отменять не собирается. Другое дело, что сроки сноса будут, безусловно, продлены. Но в любом случае, если экспертиза установит, что дом подлежит сносу, собственники будут обязаны разобрать строение за свой счет и дальше уже самостоятельно определять судьбу земельного участка. В ином случае строение вместе с земельным участком будет изъято для муниципальных нужд. Но не безвозмездно. В подобных случаях существует установившаяся практика. Независимая компания производит оценку всего имущественного комплекса, и при изъятии его муниципалитетом стоимость выплачивается собственникам. Если жильцы с этой оценкой не согласны, то вопрос решается в судебном порядке, - сказал помощник первого заместителя главы администрации Андрей Кондрашов. - Если же экспертиза установит, что дом может быть восстановлен, постановление мэра опять не отменяется. Жильцы обязаны организовать общее собрание и решить - сносить дом или восстанавливать, поскольку в нынешнем состоянии он является аварийным.
Главная проблема в том, что в любом из этих вариантов пострадавшими остаются собственники, большинство из которых богаты только виртуально (на бумаге они владельцы дорогого земельного участка), а в реальности простые малоимущие. А значит, ни восстановить здание, ни снести его они не могут, и строение в любом случае перейдет муниципалитету.
Помочь деньгами в восстановлении памятника архитектуры городской бюджет не может. Несмотря на то, что соответствующая статья расходов в бюджете имеется, и выделены даже деньги на восстановление памятников, но по закону они могут быть использованы для сохранения памятников архитектуры, находящихся на балансе управления культуры и районных администраций. А дом на Садовой - в частной собственности.
Хватит ли погорельцам выплаченной городом компенсации на покупку нового жилья - неясно: как будет произведен расчет, власти толком не объясняют. По прикидкам, даже если погорельцам заплатят за земельный участок по рыночной цене, денег вряд ли хватит на квартиру. Дело в том, что площадь земельного участка гораздо меньше суммарной площади всех этажей. А значит, в пропорциональном соотношении каждый собственник владеет лишь несколькими квадратными метрами земли, рыночная цена которой 75-110 тысяч рублей за квадратный метр.
Другой вариант, предложенный погорельцам-собственникам муниципалитетом - оформление справки о лишении имущества и постановка на внеочередной квартирный учет в обмен на передачу жилья в муниципальную собственность.
- В кратчайшие сроки нас обязуют определиться с выбором. При этом не дают сведений о доле на земельный участок каждого, что дало бы возможность просчитать, какой вариант более рентабелен, - жалуются погорельцы.
Но кто уж точно не останется в накладе в данной ситуации, так это ростовский муниципалитет. "Разделавшись" с собственниками дома, администрация может смело выставлять "золотой домик" общей площадью в 5129, 8 квадратных метра и земельным участком в 1420 "квадратов" на торги, обязав будущего владельца сохранить то, что является памятником архитектуры, то есть фасадную часть здания.