В столице Северной Осетии могут навсегда остановиться трамваи. Из 54 километров трамвайных путей 30 необходимо срочно заменить. Они выработали ресурс и небезопасны для дальнейшей эксплуатации. Вчера на заседании администрации местного самоуправления Владикавказа обсуждались как эти проблемы, так и ситуация с общественными перевозками в целом.
Не стучите, колеса
Было озвучено, что на балансе местного трамвайно-троллейбусного управления осталось 43 вагона, из которых на линии выходят только 30.
По расчетам, для того чтобы привести в порядок подвижной состав, необходимо около 85 миллионов рублей, городские же власти выделили пока 30.
- Положение на предприятии такое, что не можем приобрести ни метра контактного провода, ни километра пути, - рассказывает директор Владикавказского МУП "Трамвайно-троллейбусное управление" (ВМУП "ТТУ") Геннадий Мирицкий. - У нас из-за накопившихся долгов закрыли все расчетные счета в банках. Налоговая инспекция через суд добивается возврата денег. Приставы регулярно накладывают аресты на имущество и даже на текущую выручку, из которой нужно платить сотрудникам заработную плату. Энергетики грозят за долги отключить от питания наши электросети, и тогда трамваи и троллейбусы встанут.
Ситуация с последними того хуже - из пяти действует только один маршрут. Не хватает и подвижного состава, и водителей, потому что зарплаты маленькие - чуть более шести тысяч рублей, а работа тяжелая. Первые машины уходят из парка в пять часов утра, а возвращаются ближе к полуночи. Пробки на дорогах, часто случающиеся поломки - все это ложится на хрупкие плечи водителей-женщин. Мужчины, особенно молодые, неохотно идут работать в управление.
- У нас хронический недокомплект штатов, не хватает даже инженерно-технического персонала, - подчеркивает Геннадий Мирицкий.
По словам директора ВМУП "ТТУ", с января этого года предприятие бесплатно перевозит льготников, а дотации, положенные на компенсацию затрат за первое полугодие, так и не получены. Выход в этой ситуации только один - поднимать стоимость проезда. Кстати, во Владикавказе она самая низкая по сравнению с другими регионами Северного Кавказа. Цена одной поездки на трамвае или троллейбусе - всего четыре рубля.
- Я обращался к городским властям с предложением о повышении стоимости проезда, - говорит Геннадий Мирицкий. - Ведь в Осетии живут не самые малообеспеченные люди. Наоборот, из всех кавказских республик наша - наиболее динамично развивающаяся.
- Повышения стоимости проезда в общественном транспорте в ближайшее время не будет, так как троллейбусами и трамваями в основном пользуются социально незащищенные слои населения, - заявили в администрации местного самоуправления (АМС) Владикавказа. Но и ВМУП "ТТУ" власти на произвол судьбы бросать не собираются. В рамках муниципальной целевой программы по развитию городского пассажирского транспорта на 2007 - 2009 годы предусматривается приобретение нового подвижного состава, капитальный ремонт трамвайных путей и троллейбусных линий, возобновление работы ранее закрытых маршрутов.
- Для этого мы намерены в ближайшее время закупить девять трамвайных вагонов, - рассказал начальник отдела информационного обеспечения владикавказской АМС Марат Езеев. - Уже приобретен километр железнодорожных путей, начались работы по восстановлению самых проблемных участков городской магистрали.
Долговая яма
Похожая ситуация с общественным электротранспортом складывается и в Ставрополе. Местное троллейбусное предприятие, тоже не дотируемое долгие годы, недавно пережило процедуру банкротства и преобразовалось в акционерное общество. Но смена собственности не решила проблем.
- Мы никак не можем найти общий язык с администрацией краевого центра. Она уклоняется от компенсации наших расходов за убыточную перевозку пассажиров и не идет на поиск других компромиссных вариантов, - сообщил генеральный директор ОАО "Ставропольское троллейбусное предприятие" Александр Жиденко. - Сегодня себестоимость проезда составляет десять рублей, а цена билета - шесть. Работаем себе в убыток, а из-за того что не поднимаем заработную плату, происходит постоянная текучка кадров. Ни один из троллейбусных маршрутов не продлен в новые жилые кварталы Ставрополя. По причине недостатка машин большой вместительности на остановках в часы пик скапливается много людей.
С насыщенным пассажиропотоком краевого центра не справляются несколько сотен маршрутных такси и автобусов. В ближайшей перспективе троллейбусное предприятие снова "ляжет на бок", и к этому есть все предпосылки.
- Если ситуация с отсутствием дотаций будет продолжаться далее и не изменится стоимость проезда, то краевой центр может потерять выгодный транспорт, отличающийся внушительной вместимостью, экологической чистотой и экономической эффективностью, - подвел черту Александр Жиденко.
По мнению руководителей администрации Ставрополя, в городе действительно сложилась довольно напряженная ситуация с транспортом. Основную массу пассажиров перевозят сегодня частные автобусы и маршрутки.
- Нельзя уничтожать общественный электротранспорт, потому что малолитражными машинами проблему перевозки людей в больших городах не решить, - считает почетный автотранспортник РФ Александр Павлов. - Пассажиропоток в промышленных, торговых и спальных районах не одинаков как по количеству людей, так и по временным пиковым нагрузкам. Только рациональное совмещение вместительных трамваев, троллейбусов и малолитражного транспорта сделает передвижение горожан быстрым и удобным.
- Конечно, руководство Ставрополя осознает, что существующий тариф не покрывает затрат предприятий на пассажирские перевозки, - рассказывает начальник отдела транспорта и связи администрации краевого центра Валерий Горяйнов. - По нашим расчетам, стоимость проезда в троллейбусах должна быть не менее девяти рублей, и тогда можно будет говорить о рентабельности. Эти расчеты уже представлены в краевую тарифную комиссию. Не для того чтобы увеличить стоимость проезда, а дабы иметь законные основания для предоставления предприятиям-перевозчикам дотаций, сохранить существующую стоимость пассажирских перевозок.
В столице соседней Кабардино-Балкарии не стали ждать развала муниципальных пассажирских предприятий и пошли на повышение стоимости проезда.
- Продолжение политики сдерживания тарифов могло привести к остановке общественного транспорта и негативным социальным последствиям - утверждает заместитель главы администрации столицы республики Владимир Павленко.
Согласно решению последней сессии Нальчикского совета местного самоуправления с 15 июля стоимость разового проезда в городских автобусах и троллейбусах составит восемь рублей вместо нынешних шести. По-прежнему будут действовать проездные билеты, в том числе и льготные. Как сообщили "РГ" в пресс-службе городской администрации, тарифы на проезд на маршрутных такси в Нальчике последний раз менялись в декабре 2004 года, а в автобусах - в ноябре 2005.
Виктор Клюбин, первый заместитель главы администрации города Ставрополя:
- Нам пришлось столкнуться с тем, что троллейбусное предприятие отдано в частные руки. Такое наследство досталось от прежнего руководства города. Теперь администрация не может влиять на это предприятие ни в организационном, ни в экономическом плане. Поэтому в настоящее время совместно с правительством края ищем пути возвращения троллейбусного парка в собственность муниципалитета. Мы намерены в корне изменить существующую систему перевозок. Частный транспорт из процесса не исключается, но при этом муниципальный должен охватывать все основные маршруты. Что касается дотации перевозчикам, то в настоящее время городские власти не имеют для этого законных оснований. Ведь дотация - это разница между экономически обоснованным тарифом и стоимостью проезда, взимаемой с пассажира. Сегодня предельный тариф, утвержденный для Ставрополя краевой тарифной комиссией, равен шести рублям. Столько же стоит и билет в троллейбусе. Вот когда утвердят новый тариф, тогда и можно будет говорить о дотациях.
Кстати
В августе во Владикавказе будет отмечаться 104-я годовщина со дня пуска первого трамвая. По числу маршрутов общественного транспорта и объему пассажироперевозок в целом город находится на первом месте среди столиц северокавказских республик.