В столице республики заведено первое уголовное дело на водителя маршрутного такси, пренебрегшего безопасностью пассажиров.
В Майкопе эти юркие микроавтобусы чрезвычайно популярны, достаточно сказать, что они перевозят до 65 процентов майкопчан и гостей республиканского центра, несмотря на сеть автобусных и троллейбусных маршрутов. А в районных центрах, больших аулах и станицах "газели"маршрутки давно стали по сути основным транспортным средством. Однако у такой популярности есть и оборотная сторона.
- Не секрет, что многие владельцы маршруток в погоне за прибылью порой перевозят пассажиров на машинах с техническими неисправностями, - говорит старший помощник прокурора республики Сергей Митусов. - В свою очередь, руководители коммерческих организаций, заключивших с водителями маршрутных такси трудовые договоры и договоры аренды транспортных средств, закрывают глаза на эти нарушения.
Недавно работники Госавтоинспекции и управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД республики провели рейд по проверке пассажирского транспорта. И ее результаты в первый же день оказались просто ошеломляющими.
Митусов привел пример, когда на одной из магистралей, ведущих в республиканский центр, милиционеры остановили маршрутное такси с четырьмя пассажирами. Осмотрев "газель", бывалые инспекторы были шокированы: резина на колесах оказалась не просто "лысой" - стертой до металлического корда. Более того, марка шин не соответствовала модели транспортного средства. В любой момент могла случиться авария.
- Мы провели собственное расследование этого случая, - рассказал корреспонденту "РГ" владелец транспортной фирмы Александр Мальцев. - Оказалось, что владелец этого микроавтобуса уже закончил рабочую смену и по дороге домой подсадил пассажиров. Тем не менее мы приняли меры административного воздействия в отношении механика, который утром выпустил такую машину на линию.
Транспортник в свою очередь посетовал, что муниципальные власти проводят однобокую политику в сфере автомобильных пассажирских перевозок. Мальцев полагает, что транспортный потенциал "газелей" используется неэффективно, без учета интенсивности пассажирских потоков и масштаба муниципальных образований. Более того, на местах развернута настоящая война против "газелей", назван даже срок - 2011 год, к которому этих микроавтобусов не должно остаться на пассажирских маршрутах. Речь идет об их замене на автобусы большей вместимости. Александр Мальцев считает, во-первых, эту дату для столицы Адыгеи нереальной. Парк автобусов попросту так быстро обновить невозможно. А во-вторых, для такого небольшого города, как Майкоп, "газели" подходят просто идеально: автобусы большей вместимости станут ходить с гораздо большими интервалами или "возить воздух".
Так или иначе кампания, развернутая против "газелей", по мнению Мальцева, уже сыграла в Майкопе негативную роль. Владельцы этих микроавтобусов, не видя перспектив бизнеса, прекращают извоз, уже наблюдается даже некоторый дефицит пассажирского транспорта. Почти до нуля снизилась рентабельность, утверждает бизнесмен, чему способствовала два года не менявшаяся стоимость проезда в маршрутках, которую устанавливают для транспортников муниципальные власти.
В то же время у представителей Госавтоинспекции свое мнение на этот счет.
- Маршрутки - главные нарушители порядка на магистралях, - считает старший инспектор республиканского управления Госавтоинспекции Руслан Гиш. - А все потому, что останавливаются они не в специальных "карманах" у остановочных павильонов, а там, где просят пассажиры, даже на перекрестках. Мы просто журим водителей "газелей" за такие вольности, а надо наказывать. Хороши и пассажиры маршрутных такси: настолько разленились, что порой не желают пройти ста метров до остановки транспорта, чтобы не подвергать опасности себя и других.
Несмотря на такой разнобой в оценках ситуации, по факту использования маршрутки с "лысой" резиной возбуждено уголовное дело. Владельцу автомобиля предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 238 УК РФ: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. За это грозит наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Комментарии
Владимир Коновалов, руководитель отдела городской инфраструктуры и транспорта администрации Майкопа:
- В нашем городе действует более 20 маршрутов, обслуживаемых 430 микроавтобусами "газель". Городские власти заключают с транспортными фирмами договоры на конкурсной основе. Случалось, что мы такие пятилетние договоры транспортного обслуживания горожан расторгали из-за тех или иных нарушений. Но в целом, по нашим оценкам, безопасность пассажиров в маршрутных такси поддерживается на удовлетворительном уровне. К примеру, у нас вовсе нет так называемых леваков. Однако приведенный факт говорит о том, что ослаблять эту работу нельзя. Будем разбираться.
Андрей Фатин, прокурор города Майкопа:
- Недавно в горпрокуратуре состоялось расширенное оперативное совещание с участием руководства УВД по городу Майкопу и УГИБДД, а также специалистов следственного отдела. На нем мы обсудили все аспекты проблемы оказания услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, и прежде всего - с точки зрения безопасности для жизни и здоровья граждан. Решено сделать рейдовые мероприятия постоянными.