Новости

15.07.2008 04:00
Рубрика: Экономика

В портах пахнет НДС

Росрыболовство добивается амнистии для рыбаков, которые экономят топливо

Росрыболовство предпринимает беспрецедентные усилия для того, чтобы заманить российских рыбаков на родной берег. Во время поездки первого вице-премьера Виктора Зубкова в Мурманск руководитель федерального рыболовного ведомства Андрей Крайний предложил объявить таможенную амнистию для рыболовецких судов, прошедших модернизацию за границей.

Если российское судно проходило модернизацию за рубежом, при возвращении в Россию судовледелец должен заплатить 18 процентов НДС и 5-процентную таможенную пошлину. Причина - законодательство трактует модернизацию как "ввоз нового оборудования" иностранного производства в Россию. Допустим, появилась на корабле новая линия по переработке рыбы - это все равно, что на заводе появился новый станок. Чтобы не платить эти деньги, российские моряки годами и даже десятилетиями просто не показываются в российских портах. Соответственно, оставляют за рубежом и всю выловленную рыбу. Суть предложения г-на Крайнего - простить эти 23 процента тем, кто уже прошел модернизацию. Отменить эти налоги и для тех, кто проходит ее сейчас или будет модернизироваться в будущем, пока не поднимается рука - это потребует изменений в НК и ТК, что долго и муторно.

Эксперты сходятся на том, что пройти эту процедуру было бы все-таки крайне желательно. Например, две трети или даже три четверти рыбацких пароходов, зарегистрированных в мурманском порту, никогда не появляются у его причалов. Российские суда стоят в норвежском Киркенесе, разгружают там рыбу, ремонтируются, заправляются топливом и пресной водой. В общем, развивают местную портовую инфраструктуру. Рыбаков из Мурманска возят туда автобусами. Причем место сбора у отъезжающих на работу за рубеж - бензоколонка в пятидесяти метрах от здания территориального управления Росрыболовства. Кстати, на тех же автобусах обычно возят по городу делегации из Москвы, которые приезжают убедиться: рыбаки не стремятся в Мурманский морской рыбный порт. Руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства Валентин Балашов полагает, что основная причина этой нелюбви к родине - как раз НДС и пошлина.

Причем довольно часто возникают споры о том, что есть модернизация, что - ремонт. По крайней мере, на Дальнем Востоке в последние два-три года арбитражные суды не раз рассматривали иски рыболовецких компаний, которые пытались доказать: их обкладывают пошлиной не за модернизацию, а за починку в иностранных портах, без которой судно не двинулось бы с места. Модернизация часто нужна и для того, чтобы добиться экономии топлива, которое сейчас сильно вздорожало. И хотя сама по себе модернизация - тоже дорогое удовольствие, без нее никак: ловить дешевую рыбу - сайку, путассу, сельдь - становится невыгодно.

По идее снижение налоговой нагрузки на 23 процента (18+5) может вернуть российские суда на российские же верфи. А вот что даст амнистия без отмены текущего режима? Ведь помимо налогов и пошлин есть и другие причины. Иностранцы на ремонтных заводах работают быстрее, и цена ремонта там дешевле. Отпугивают рыбаков и административные барьеры. Правительство выпустило специальное постановление для того, чтобы оформление документов при заходе или выходе из порта не занимало более трех часов. Однако пока оно если и работает, то лишь частично. Мурманские рыбаки жаловались первому вице-премьеру Виктору Зубкову, что таможенники начинают разбирательство из-за каждой недоеденной палки колбасы в судовых запасах, а ветеринары чихвостят их за рыбу, хранившуюся на складах в других странах. В результате заход в родной порт и после выхода постановления превращается для капитана и судовладельца в долгую пытку, хотя и не такую мучительную и изощренную, как раньше.

Норвежцы же спокойно ставят траулер под разгрузку за полтора-два часа. Их портовые рабочие не воруют рыбу, как бакланы. И там, в отличие от Мурманского морского рыбного порта, не нужно искать, где забункероваться топливом.

И наконец - треска в Норвегии, лосось и минтай в Японии дороже, чем в России. И пока это так, рыбаки будут стремиться за кордон.

Правда, по обновленному прошлой осенью закону о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов с 1 января 2009 года года вся рыба из двухсотмильной исключительной экономической зоны России должна будет проходить таможенную очистку на российской территории. И продать ее на экспорт можно будет, вероятно, только через электронную биржу. В таком случае вольно или невольно судов в российских портах станет много больше.

Экономика Транспорт Водный транспорт