Президент Франции Николя Саркози может праздновать победу. Если новый альбом его супруги Карлы Бруни музыкальные критики сравняли с землей, то последнее "детище" самого главы государства встречает лишь похвалы экспертов. Действительно, саммит государств Средиземного моря, состоявшийся в понедельник в Париже по инициативе Саркози, оказался гораздо более результативным, чем предполагалось изначально.
Как и планировалось, в рамках встречи было принято решение о создании новой международной организации - Средиземноморского союза. Впрочем, это название не в полной мере отражает ее суть. Стать участниками союза пожелали 43 государства Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, многие из которых расположены не слишком близко к средиземноморскому побережью. Уже известно, что новая организация объединит страны с населением в 750 миллионов человек, а встреч и ее лидеров будут проходить каждые два года.
Приглашение вступить в Средиземноморский союз отверг только один глава государства. Им стал ливийский лидер Муаммар Каддафи. Накануне встречи он даже распространил заявление, в котором сообщил, что вновь созданная организация преследует лишь одну цель - подчинить арабские страны Европе. Однако этот небольшой скандал не повлиял на атмосферу саммита.
Зато перед его началом оптимизм испытывали далеко не все потенциальные участники Средиземноморского союза. Известно, что инициативу создания организации долгое время блокировала Германия, опасаясь, что эта отчасти "дублирующая" ЕС структура может ослабить политический вес единой Европы. Саркози пришлось провести не один раунд переговоров с Ангелой Меркель для того, чтобы убедить канцлера Германии: Евросоюзу такой расклад только на пользу.
Не в восторге от идеи Саркози пребывало и руководство Турции. Власти этой страны опасались, что создание Союза может затормозить ее вступление в ЕС. Но отказываться от дополнительного формата переговоров Турция в итоге все же не стала.
Официально среди задач новой организации числится борьба с незаконной иммиграцией, защита окружающей среды, вопросы торговли и безопасности, развитие экономики. Однако на прошедшем саммите в центре внимания неожиданно оказалась совсем другая тема - тема ближневосточного урегулирования. Первая встреча Средиземноморского союза вправе называться успешной уже по той причине, что она показала: Европа способна стать активным участником в решении этой проблемы.
До сих пор роль "первой скрипки" в ближневосточном "квартете" посредников играли США. Неоднократно выдвигала свои инициативы и Россия. Европа же по большей части выполняла функцию стороннего наблюдателя.
С помощью саммита Средиземноморского союза Саркози попытался разрушить этот стереотип. После двусторонних переговоров лидеров Израиля и Палестины - равноправных участников организации - прозвучали очень оптимистичные заявления. "Переговоры были серьезными. Есть проблемы, препятствия, но мы никогда еще не были так близки к мирному соглашению", - сообщил, к примеру, премьер Израиля Эхуд Ольмерт.
Настоящий прорыв достигнут и в сирийско-ливанских отношениях. Как сообщил президент Франции, в ближайшее время эти страны намерены обменяться посольствами и возобновить полноценные дипломатические отношения. Кроме того, Сирия обратилась к Франции с просьбой помочь в установлении прямого диалога с Израилем. До сих пор контакты между ними осуществлялись только через посредничество Турции. Таким образом решение Саркози пригласить на встречу президента Сирии Башара Асада, за которое французского лидера много критиковали в последние дни, превратилось в самый серьезный его козырь.
Кстати
В ноябре состоится встреча министров иностранных дел Средиземноморского союза, которая определит, в каком городе разместится его штаб-квартира. Сейчас на право прописать у себя новую организацию претендуют Барселона, Тунис, Мальта и Марокко.