15.07.2008 01:55
    Поделиться

    В Москве начинается строительство "дома-вертолетодрома"

    На крышах больниц стали появляться площадки для авиации

    Еще идут споры: допускать вертолеты к полетам над городом или нет. Но они уже не касаются "скорой вертолетной помощи", для которой московское небо теперь будет открыто.

    На 63-м километре МКАД, у Троице-Лыкова, начинается строительство "дома-вертолетодрома". Он необходим для спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. Здесь будет первая специализированная и полностью оборудованная посадочная площадка МЧС. Место для нее выбрано не случайно.

    Здесь полным ходом идет реконструкция развязки, которая обеспечит стыковку новой вылетной магистрали - Звенигородского проспекта с Новорижским шоссе. А по соседству на МКАД есть другие важные развязки с Рублевкой и Волоколамкой. "Скорая вертолетная помощь" до ближайших автобанов долетит за считаные минуты.

    Между прочим, у 63-го километра уже была бетонная посадочная площадка на земле. Но это прошлый век. На нее теперь даже сесть опасно.

    - Рядом ставят гигантские опоры, - разъяснил ситуацию главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков. - Чтобы избавиться от вечных пробок и обеспечить нормальный въезд и выезд из Москвы, здесь строится высокая эстакада. Мы должны поднять вертолетную площадку над всеми сооружениями, находящимися вблизи. Поэтому с внешней стороны МКАД спроектировали необычное здание высотой 18 метров. Это круглое грибовидное сооружение, которое венчает диспетчерский пункт, и прямо над ним размещена посадочная площадка. Она рассчитана на прием крупных Ми-8, но сможет принимать вертолеты и поменьше, которые используются в санитарной авиации. Здесь предусмотрен въезд для автомобилей МЧС - карет "скорой помощи" и постоянно дежурящих пожарных машин. Есть место и для милицейского транспорта.

    Так что в скором будущем при ДТП с серьезными последствиями "вертушка" быстро доставит пострадавшего на крышу. Отсюда специальным лифтом его опускают до уровня машины, которая тут же доставит его в больницу. Но это пока проект...

    А в самом центре Москвы, на крыше дома N 22 по Большой Полянке, уже больше полутора лет развеваются аэродромные флажки и горят навигационные лампы. Здесь находится НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, который москвичи называют "детским Склифом" или "больницей доктора Рошаля". Оправдала ли себя посадочная площадка на крыше НИИ? Об этом корреспондент "РГ" узнал у знаменитого директора - профессора Леонида Рошаля.

    - Мы еще заканчивали реконструкцию хирургического корпуса, на котором впервые в городе была запланирована вертолетная площадка,- рассказывает Леонид Михайлович, - в это время выступал министр Сергей Шойгу. После пожара в московской больнице он пришел к мнению, что такие площадки должны быть на крышах большинства больниц. Действительно, трудно эвакуировать больных с верхних этажей, когда внизу полыхает огонь. Кто-то может прыгнуть, а как быть маме с больным ребенком? Ужасно. В такой ситуации наличие вертолетных площадок - выход.

    По словам Рошаля, их площадка задумывалась главным образом для экстренной госпитализации детей не только из Москвы, но и из области, и даже из более отдаленных мест, поскольку институт принимает маленьких пациентов со всей России. Бывают случаи, когда даже на реанимобиле опасно везти ребенка, который находится в тяжелейшем состоянии - на аппаратном дыхании после черепной травмы.

    А вертолет оборудован аппаратом искусственной вентиляции легких. Больного сопровождает реаниматолог. Через считаные минуты ребенок уже в шоковом зале - операционной. Здесь есть все необходимое: компьютерный томограф, рентген, энцефалограф, чтобы сразу провести комплексное обследование.

    - Нужно по всей России развивать санитарную авиацию, которую мы фактически потеряли, - убежден доктор Рошаль. - Но в большой Москве она особенно необходима, поскольку позволяет миновать пробки, которые сегодня не только в центре, но и на выездах из города. У МЧС есть специализированные самолеты, но очень большие. Их не всегда можно использовать. А на рейсовых самолетах летать с больными, но не разрешается брать с собой кислородные баллоны. Нам приходится хитрить, делать маленькие баллончики... Так мы доставляли пострадавших из Египта и Турции. Мне кажется, в нашей огромной стране должна быть государственная программа развития санитарной авиации. Например, в небольшой Швейцарии эта проблема решена.

    Компетентно

    Владимир Кулагин, заместитель начальника Московского авиационного центра (МАЦ):

    - За 12-15 минут вертолет может долететь до любой точки города в пределах МКАД. При диаметре лопастей всего в 11,3 метра сесть можно на дорогу или на относительно небольшую площадку. А размеры площадки на крыше НИИ доктора Рошаля вполне подходят: 26 на 26 метров. В Москве есть еще 5 посадочных площадок при медучреждениях, например, при Институте имени Склифосовского, но все они на земле. Сейчас от медицины идет много заявок: застройка в городе плотная - нужны площадки на крышах. Хотя бы еще 10-15. Скоро такая появится на крыше Бакулевского центра сердечно-сосудистой хирургии.

    Для экстренной помощи мы используем вертолет По-105 - малошумный и экологичный. Он специально выпущен для перевозки раненых в крупных городах и используется в Европе уже больше 10 лет. В нем есть вся необходимая аппаратура для оказания первой помощи. Врачи круглосуточно дежурят вместе с экипажем и сразу вылетают на место происшествия.

    По-105 перевозит одного больного, а машина покрупнее БК-117 рассчитана на перевозку двух человек. Наш вариант такого вертолета планируется производить в казахстанском Темиртау.

    Поделиться