Дмитрий Медведев: Нужно принять закон о возмещении ущерба гражданам в результате ущемления их права на разумные сроки судопроизводства

Улучшение работы российских судов было одним из главных предвыборных обещаний Дмитрия Медведева. Неудивительно, что этот вопрос сразу же вошел в число приоритетов его политического курса наряду с борьбой против коррупции. И вчера президент провел уже второе по счету совещание по вопросам развития судебной системы.

Проблемы российской Фемиды уже обсуждались в Кремле в мае этого года. Тогда Медведев был настроен весьма решительно и призывал активно искоренять судебные решения, принимаемые "по звонку" или за деньги. Тогда же президент распорядился создать рабочую группу по вопросам совершенствования российского законодательства о судебной системе. Напомним, что руководителем группы была назначена помощник президента Лариса Брычева.

И вот два месяца спустя Медведев решил продолжить обсуждение самых наболевших судебных вопросов. Для этого он пригласил в свою загородную резиденцию в Горках Генерального прокурора Юрия Чайку, главу администрации президента Сергея Нарышкина, помощника президента Ларису Брычеву и председателей трех главных российских судов: Верховного, Конституционного и Высшего арбитражного.

По мнению Медведева, сегодня в России создана "вполне работоспособная система судебных органов", федеральные и федеральные конституционные законы в целом соответствуют требованиям Совета Европы. Но вот правоприменительная практика у нас в стране пока еще далека от идеала, и у нее масса изъянов.

Президент сразу же обрисовал главный приоритет в судебной сфере. Медведев убежден, что первым делом необходимо всеми силами укреплять независимость судей. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, так как на судей часто оказывается серьезное давление самыми разными путями - от применения так называемого административного ресурса до прямого подкупа. В связи с этим Медведев призвал вырабатывать современные законодательные механизмы, которые смогли бы повысить уровень судейской независимости.

Второй вопрос, на котором президент вчера сфокусировал особое внимание, касался полного и своевременного исполнения судебных решений.

- Сегодня мы слышим много нареканий по поводу необоснованно длительных сроков судопроизводства, - посетовал глава государства, - здесь мы пока существенно отстаем от европей ских стандартов.

Чтобы исправить эту ситуацию, Медведев предложил разработать и принять закон о возмещении ущерба, причиненного гражданам в результате ущемления их права на разумные сроки судопроизводства. "Возможно, стоит пересмотреть и вопросы подсудности, - добавил президент, - чтобы перераспределить нагрузки между звеньями одной судебной системы".

Конечно же, Медведев не мог в очередной раз не упомянуть и о главном зле российской действительности - коррупции. Она, по мнению президента, "и так очень опасна, а в судебной среде опасна в исключительной степени".

Как сообщил по окончании совещания глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов, в ближайшее время значительные изменения коснутся статуса судей, порядка их назначения, судейской неприкосновенности. Иванов уверен, что "если будет создана система мер, повышающих исполнительность судебных актов, это скажется на эффективности работы всей судебной системы". Темы статуса судей коснулся и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

- Статус должен быть таким, - пояснил он, - чтобы с одной стороны была гарантирована независимость судей, а с другой - чтобы они не превратились в изолированную, замкнутую касту, которая уходит от ответственности.

Обсуждались на совещании и механизмы вхождения судьи в должность, освобождения от должности, продвижения по служебной лестнице. "Мы обсудили также проблемы рассмотрения дел в судах общей юрисдикции, - сообщил Зорькин, - и выполнения стандартов Конституции, чтобы не было затяжек в рассмотрении дел и не было неисполнения судебных решений".

- В целом нам необходимо находить свои пути развития судебной системы, - заключил глава Конституционного суда, - а не причесывать все под гребенку, ведь у России есть своя специфика.