ФАС возбудила дела в отношении пяти крупнейших поставщиков авиатоплива

Ситуация с ценами на авиационный керосин получила свое логическое продолжение. Вчера Федеральная антимонопольная служба приняла решение о возбуждении дел в отношении крупнейших поставщиков авиатоплива.

Как сообщила пресс-служба ФАС, пяти компаниям - "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "ТНК-ВР Холдинг", "НК "Роснефть", "Сургутнефтегаз" - инкриминируется злоупотребление доминирующим положением на рынке. Нарушение антимонопольного законодательства ФАС усматривает в установлении монопольно высоких цен на оптовых рынках авиакеросина и дизельного топлива. Кроме того, в действиях "Газпромнефти" и "ТНК-ВР Холдинга" усматривается установление экономически и технологически необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также в создании дискриминационных условий для покупателей на оптовом рынке авиакеросина в Российской Федерации.

Иного поворота событий и не могло быть после того, как в минувшую пятницу премьер-министр Владимир Путин обвинил на совещании в Архангельске антимонопольную службу в том, что она спит. И потребовал: если ФАС не предпримет активные меры в связи с резким ростом цен на авиатопливо, то "будут приняты кадровые решения".

Впрочем, топливные компании утверждают, что действуют в рамках законодательства. В частности, представитель "Газпром нефти" заявил АНИ, что компания работает "исключительно в рыночных условиях и все факторы являются объективными и привязаны к изменениям цен на нефть как на мировых рынках, так и внутри страны".

Это заявление, правда, не совпадает с оценками вице-премьера Сергея Иванова, который на выездной коллегии Росавиации в Уфе заявил буквально следущее: цена на топливо в московских аэропортах превышает цену на Лондонской бирже на авиакеросин. Вице-премьер предложил рассмотреть вопрос о торговле керосином на специальных биржах, чтобы можно было иметь какой-то ценовой ориентир. Он также поддержал предложение Росавиации передать Федеральной службе по тарифам функции по формированию тарифов на заправку самолетов в аэропортах, что позволит в том числе избавиться от чрезмерного количества посредников.

Тем не менее без антимонопольного разбирательства не обойтись. Напомним, что нарушения антимонопольного законодательства сегодня караются самыми строгими санкциями - от 1 до 15 процентов годового оборота. Но пока это скорее теория, чем практика. Во-первых, "высшей меры" ФАС пока ни к кому не применяла. Во-вторых, судебная система такова, что от признания антимонопольной службой факта сговора или нарушения условий конкуренции до взыскания штрафа столь длинная и тернистая дорога, что многие дела рассыпаются на этом пути.