Александр Яковенко: В условиях глобальных кризисов возрастает роль ООН

В последнее время ни одно серьезное международное мероприятие экономического профиля не обходится без активного обсуждения "триединого" глобального кризиса - финансового, продовольственного и энергетического.

Не стала исключением и проходящая сейчас в Нью-Йорке ежегодная основная сессия Экономического и Социального Совета ООН - главного органа Организации Объединенных Наций, ответственного за выработку политики и обеспечение координации международных усилий по самому широкому кругу вопросов мирового развития.

Глобализация мировой экономики, а точнее - неэффективная система управления процессами глобализации, все чаще оказывает негативное влияние не только на наиболее уязвимые страны и беднейшие слои населения, но и на так называемый "средний класс". Отсюда - крайне скептическое восприятие большинством населения планеты международных усилий в области содействия развитию. И в самом деле, трудно ожидать другого отношения к системе, при которой, как отметил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "400 самых богатых людей имеют больше ресурсов, чем миллиард бедняков".

При этом Пан Ги Мун предостерегает от жесткого, безоглядного противодействия глобализации, признавая огромные возможности, которые несет в себе экономическая интеграция. Не стоит также преувеличивать степень уязвимости развивающихся стран в условиях взаимозависимости.

Действительно, по оценкам Всемирного банка, большинство развивающихся стран пока демонстрируют поразительную устойчивость к кризисным явлениям на финансовых ранках традиционных лидеров мировой экономики - США, Японии, Евросоюза. Такая устойчивость во многом объясняется тем, что сейчас гораздо меньше развивающихся стран обременены дефицитом платежного баланса или краткосрочными обязательствами. Многие расширили и диверсифицировали экспортную базу, аккумулировали внушительные золотовалютные резервы, которые сейчас в среднем составляют не менее 30 процентов ВВП развивающихся стран. Урок азиатского кризиса конца 1990-х годов, вызванного спекулятивными атаками на страны, экономики которых зависели от уровня валютных курсов, очевидно, пошел впрок.

Все это позволяет рассчитывать на сохранение в целом неплохих экономических показателей в развивающихся странах - рост их ВВП, по прогнозам Всемирного банка, в 2008 году составит 6,5 процента при том, что аналогичный показатель для мировой экономики в целом в текущем году, по оценкам ООН, вряд ли превысит 2 процента.

Вместе с тем реализуемая развивающимися странами антициклическая политика, несмотря на ее очевидные преимущества, по мнению ряда экспертов, в определенной степени сдерживает прогресс в выполнении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и других задач в области развития, согласованных в ходе крупнейших конференций и саммитов ООН последнего десятилетия. Объем ресурсов, которые страны - получатели помощи могли бы использовать для достижения ЦРТ, а по сути одалживают донорам, зачастую превышает объем содействия, которое развитые страны направляют на цели международного развития.

По оценкам ООН, альтернативой такой стратегии было бы укрепление региональных и глобальных форм финансового сотрудничества и координации макроэкономической политики. В странах, которые накопили значительный объем ресурсов в своих официальных резервах и фондах национального благосостояния (ФНБ), небольшая часть этих средств вполне может быть выделена на кредитование развития. Развивающиеся страны располагают свыше 4,5 трлн долларов США в виде официальных резервов, а величина активов существующих ФНБ оценивается по меньшей мере в 3 трлн долларов США. Ежегодное выделение всего 1 процента этих активов (или эквивалентной суммы из доходов на активы) составило бы примерно 75 млрд долларов США, что в три раза превышает объем совокупных кредитов, предоставляемых за год Всемирным банком.

Несмотря на то что многие страны сегодня располагают более значительным фондом "самострахования", ограждающим их от внешних потрясений, поводов для оптимизма совсем немного. Кризис на рынке продовольствия вкупе с высокими мировыми ценами на энергоносители существенно разгоняет и без того высокую инфляцию, сдерживая поступательное развитие экономики. Усредненный индекс роста потребительских цен для развивающихся стран сейчас превышает 9 процентов, тогда как еще недавно он составлял 5-6 процентов. Если рост цен на продовольственном и энергетическом рынке продолжится (а все говорит именно об этом), последствия финансовых потрясений в США для многих развивающихся стран могут оказаться гораздо более серьезными. Уже сейчас высокие цены на продукты питания и топливо привели к заметному снижению реальных доходов населения, особенно городского.

Высокая инфляция существенно ограничивает возможности монетарных властей проводить эффективную политику в поддержку устойчивого экономического роста. Кроме того, в странах с переходной и быстро растущей экономикой проведение антиинфляционных меро приятий затрудняется негибкими режимами обменных курсов. В этих условиях экономисты ООН и международных финансовых и торговых учреждений предлагают конкретные рекомендации.

Прежде всего вместо общего субсидирования цен (что весьма дорого и в конечном итоге неэффективно), а также жесткого контроля над ценами (что лишает рынок стимулов к расширению производства) правительствам рекомендуется проводить политику т.н. "целевой поддержки" наиболее уязвимых групп населения, в том числе за счет расширения и укрепления сетей социальной защиты.

Вариантов здесь много - от стимулирования трудовой деятельности, которая на протяжении долгого времени реализуется во многих странах, до ставших популярными в последнее время адресных программ содействия. Хотя большинство этих программ первоначально разрабатывалось и использовалось в качестве принимаемых постфактум мер по оказанию помощи пострадавшему от экономического спада населению, в последние годы они все чаще используются в качестве упреждающих мер для снижения незащищенности бедных слоев населения. Например, Индия недавно утвердила программу стимулирования трудовой деятельности, которая гарантирует всем желающим принять в ней участие трудоустройство на 100 дней в году.

В этих условиях значение ООН как универсальной платформы для поиска коллективных решений актуальных проблем мирового развития только возрастает. Сегодня как никогда необходима согласованная международная политика, направленная на реализацию основополагающих договоренностей в сфере развития, которые в конечном итоге закладывают реальную основу более безопасного, стабильного и справедливого будущего. Экономический и Социальный Совет ООН, в рамках которого в соответствии с решениями Всемирного саммита 2005 года создан Форум высокого уровня по сотрудничеству в области развития, может стать одним из эффективных инструментов разработки такой политики.