16.07.2008 02:00
    Поделиться

    Журналистов научили, как рассказывать о терактах

    Как СМИ помогают террористам? Ответить на этот нелицеприятный вопрос попытались авторы нового документального фильма "Терроризм как реклама".

    Наверное, ни для кого не секрет, что любовь некоторых репортеров к жестким сюжетам "из жизни трупов" активно используется организаторами террористических акций для достижения поставленных целей. Залог успеха - "гласность". И мы такую, как ни неприятно это признавать, обеспечиваем. Как же информировать и не вредить одновременно? Что предлагают журналисты Палестины и Израиля, где сюжеты о терактах проходят чуть ли не ежедневно? На эти вопросы "РГ" отвечает военный психолог, специалист по вопросам терроризма Леонид Китаев-Смык.

    Российская газета: Какие болевые точки психики нащупали террористы? Как они раскачивают общественное спокойствие с помощью СМИ?

    Леонид Китаев-Смык: Им на руку даже массовое возмущение их вседозволенностью. Главное, акцентировать эту самую вседозволенность, а значит, и право отнять жизнь. Личный страх за себя, за своих близких, сопереживание с жертвами и возмущение правом, которое присвоили себе террористы, - это главные психологические свойства человека, на которые и опирается терроризм, жаждущий внимания прессы.

    РГ: Получается, что после просмотренной программы или прочитанной заметки круги психологического дискомфорта расходятся и поглощают в разы большее количество людей?

    Китаев-Смык: Не это опасно. Ведь как получалось раньше, когда мало было электронных СМИ, способных реагировать мгновенно? Важным источником были молва и слухи, разговоры, передача информации от человека к человеку волнами. Тогда информация шла к адресату медленно и по дороге приобретала самые причудливые формы. Но вместе с искажением она теряла эмоциональную остроту, а эмоциональная память самая разрушительная. Оперативность средств массовой информации доводит до людей ужасы мгновенно и без искажений, но именно эта "чистота" гарантирует успех террористическим организациям в деле запугивания людей и дестабилизации их психики.

    РГ: Как тогда нам себя вести? Не писать, не предупреждать? Ведь какую-то пользу, наверное, приносят советы типа "не трогайте бесхозные авоськи"?

    Китаев-Смык: Безусловно, позитивны предупреждения о стратегиях террористов: сюжеты о том, чтобы подозрительные вещи не трогать, сообщать о них, куда следует, и так далее. Эта информация хотя и настораживает людей, но глубокого следа в психике и паники не вызывает. Мало того, она в некоторой степени укрепляет их волю. Другой тип: непосредственное сообщение об ужасах. Если первая информация спокойная, быстро становится скучной, то вот вторая никогда не станет рутинной. Потому что чужая смерть или отсроченная своя притягивает человека больше всего другого. Так вот, чем меньше второго будет в СМИ, тем лучше.

    Террористы не стали бы тратить огромные деньги на подготовку теракта, если бы знали: о нем никто и никогда не сообщит. Думаю, что вообще понятие массового террора ушло бы. Остались бы ситуации частного порядка: какой-нибудь неудавшийся любовник захватил в заложники былую возлюбленную или нездоровый человек сводит счеты с мнимыми врагами. Большим же террористам нужна большая аудитория. Массовый терроризм создается исключительно с использованием средств массовой информации.

    РГ: Получается, прав был Фрейд, который назвал тему смерти (Танатос) важнейшей в духовном опыте человечества?

    Китаев-Смык: Для человека главное - это жизнь, а жизнь существует в двух ипостасях: обеспечение жизни индивидуальной, которую вне смерти окружающих нельзя пройти, и обеспечение жизни своего рода. Поэтому информация об опасности для жизни и о сексе так сильно влияет на психику человека. Современные средства массовой информации и паразитируют на двух этих главных инстинктах.

    РГ: Как обходят эти подводные камни в странах, где террористические акты перестали быть чем-то исключительным?

    Китаев-Смык: Я специально ездил в Израиль, чтобы понять, как там освещают кровопролитные события. В местных СМИ по секундам рассчитывают передачу таких историй. За счет минимального хронометража, формы подачи картинки и словесного сопровождения до минимума снижают травматизм и привлекательность такого сюжета. В основном они показывают не жертв теракта, а мужественных спасателей и врачей. Это направлено на то, чтобы зрители видели что-то воодушевляющее: будь то спорая работа спецслужб или героизм пожарных. Информация, травмирующая психику, исключается.

    РГ: Вы автор книги "Стресс войны", написанной по чеченским событиям. Стресс войны - это еще актуально для нашей страны?

    Китаев-Смык: К сожалению, этот вид стресса будет актуален всегда. У людей всегда будет возникать потребность в конкурировании друг с другом - вплоть до уничтожения. И чем более совершенной становится индустрия, тем более массовыми становятся средства уничтожения. К сожалению, прогресс служит зооантропологическим рефлексам человека.

    Чтобы выйти из такого стресса, как чеченский, и солдатам, и местным жителям нужны многие десятилетия. Дело в том, что это миф, что чеченцы - воинственный народ. Они были вынуждены воевать политическими обстоятельствами. Поэтому так стрессоопасна для этого народа ситуация войны. Самое плохое, что уже выросло поколение, которому очень трудно встроиться в мирную жизнь. Сейчас происходит психологическая перестройка людей: с готовности воевать на готовность защищаться от террористов и создавать мирную жизнь.

    Поделиться