Менее четверти выпускников вузов идут работать по специальности, и только у половины из них не возникают сложности при трудоустройстве - таковы данные Министерства образования и науки РФ. Эксперты "РГ" собрались, чтобы понять, нужна ли сегодня система распределения молодых специалистов.
В круглом столе приняли участие: руководитель управления по делам молодежи Новосибирской области Станислав Болотов, депутат Новосибирского областного Совета Валентин Сичкарев, замдиректора Кадрового центра НГУ Екатерина Захарова, директор Центра по практической подготовке и трудоустройству выпускников СибУПК Галина Поникарева и член совета Союза новосибирских студенческих организаций Константин Суменков.
Российская газета : Система распределения выпускников вузов давно отменена, но споры о ней продолжаются. И главный вопрос здесь не в том, как было, а в том, как должно быть. Нужна ли нам система распределения сегодня?
Станислав Болотов : Эту проблему нельзя решить раз и навсегда - общество, экономическая ситуация, бюджетная сфера и даже само государство меняются, а значит, меняется и ситуация на рынке труда. Поэтому мой основной тезис - восстановить систему распределения, которая существовала в Советском Союзе, невозможно. Следующий тезис: сегодня потребности рынка высшей школой не учитываются. Рынок нуждается в определенных профессиях и специальностях, но мы видим, что вузы слабо реагируют на эти заявки. Обучение ведется по традиционным специальностям, а также по тем, которые стали модными в 90-е годы, - юридическим и экономическим. Но здесь востребованы только высококлассные профессионалы, а молодые специалисты не нужны. Другая проблема состоит в том, что востребованные специальности часто мало оплачиваемы. Для меня очевидно, что право выбора у студента должно быть, но этот выбор должен быть осознанным. Навязанные стереотипы мешают этому. Сегодня многие выпускники говорят, что хотели бы работать в госмонополиях - в их представлении это воплощение стабильности. Наряду с этим я не исключаю распределение. Его можно сохранить в бюджетном, государственном секторе. Но студенты, которым предлагается рабочее место, должны заработать право гарантированного трудоустройства, это должно быть для них стимулом.
Валентин Сичкарев : Раньше система распределения выполняла определенную государственную функцию. Сейчас мы живем в другой стране, условия изменились, и поэтому система нужна совершенно другая. В качестве примера. В морском деле существует международная кадровая система - клининг. Каждый человек может подать данные в эту систему, пройти тестирование, затем работодатели через нее подбирают экипажи судов. Они могут быть весьма интернациональными. Основной принцип отбора - профессионализм команды. Может быть, используя такой опыт, создать кадровое агентство при министерстве образования? Оно может быть профильным и платным для работодателя.
Екатерина Захарова : В нашем вузе есть своя специфика, он создан для обеспечения научными кадрами новосибирского Академгородка. Наши выпускники востребованы в бизнесе и других сферах, но для нас важно, чтобы молодые люди шли в науку. Сейчас таких выпускников приблизительно 30 процентов. Через наш центр трудоустраивается также около трети выпускников. Что касается трудоустройства и необходимости системы распределения - это вопрос государственного значения. Так, Минобразования распространило рекомендательное письмо о создании в вузах кадровых центров, подобных нашему. Но существовать они должны либо на условиях самофинансирования, либо за счет вузов. Большой помощью со стороны министерства это не назовешь.
Галина Поникарева / Наш университет потребкооперации призван готовить специалистов для села, где дефицит на рынке труда - колоссальный. Это подтверждается ежегодно поступающими в наш вуз заявками. Но проблема в том, что на селе маленькая зарплата, некомфортные условия проживания и выпускники туда едут неохотно. Село просит от нас специалистов, но почти не направляет к нам своих выпускников школ. Целевым образом учится мало студентов. В то же время в нашем вузе немало "коммерческих" специальностей. Мы недавно опросили выпускников прошлого года, 35-40 процентов из них довольны найденной работой и менять ее не планируют.
РГ: Должен ли за счет областного бюджета формироваться заказ на подготовку специалистов в вузах?
Сичкарев: Нет, скорее необходимо создавать условия для молодых специалистов, давать подъемные. Стоит ли двоечнику оплачивать учебу в вузе, какой из него получится специалист? И, самое главное, как заставить человека выполнять контракт, если он отказывается ехать по распределению? Пока такого механизма нет, не может быть и системы распределения.
Поникарева/ Не стоит преувеличивать вероятность отказов - судя по нашим выпускникам, учившимся по контракту, многие едут работать на эти места. Мы стараемся, чтобы студенты проходили практику там, куда они должны прийти работать. И за время практики они знакомятся со своим предприятием, привыкают к нему, и для них уже не проблема туда вернуться.
Константин Суменков: Лишь единицы из студентов знают, куда они пойдут работать после вуза, и это сложная ситуация для молодых людей. А если вы предлагаете им место работы, да еще оплачиваете учебу - они с радостью пойдут работать туда, куда их направят. Они сами найти работу не могут, а практику часто проходят на предприятиях, которые заключили договоры с вузами сорок лет назад. А там перспектив мало. Так что я - за систему распределения.
Сичкарев: Государством предоставляется около 10 процентов мест, в первую очередь говорить мы сейчас можем пока о них. Кадровый голод есть, но выбирать необходимо не тех, кто согласен учиться по контракту, а тех, кто лучше.
Суменков: Пусть будет соревновательная система, студенты не против.
Сичкарев: Пока не понятно, по каким критериям отбирать лучших, ведь система образования сейчас не вполне адекватна тем требованиям, которые предъявляют к госслужащим.
РГ: Каковы основные критерии отбора специалистов на ту или иную вакансию?
Захарова: Сначала оцениваются формальные показатели - знания, навыки, язык, опыт. Потом определяются личностные характеристики. Ответственность за подбор между нами и работодателями делится пополам. Сами студенты порой не знают, чего хотят. Прежде всего здесь важны характер и жизненный опыт. Для того чтобы молодые люди делали свой выбор более осознано, мы планируем ввести систему профессиональной диагностики.
Болотов: Распределение и заказ - это разные вещи. Я сторонник заказа, но, повторю, выпускник должен заработать место, он должен быть лучшим. А региональная власть должна улучшать социально-экономические условия жизни. Если на селе молодой специалист будет обеспечен медпомощью, детским садом и прочим, то он останется там работать. Вторая задача власти, мне кажется, проводить мониторинг ситуации на рынке труда.
Сичкарев: Проблема, которую мы обсуждали - сложная, решить ее нелегко. Но хочу отметить позитивную тенденцию. Смотрите, в советское время 90 процентов выпускников работали по специальности. Социально-экономическая формация сменилась, возник дисбаланс. Но сегодня все больше людей работают по специальности - значит, система самоорганизуется, люди лучше ориентируются в ситуации, принимают решения все более осознано. Значит, в целом мы движемся в правильном направлении.