Как уже сообщала "РГ", Курганская областная дума приняла в первом чтении законопроект о профилактике коррупции. Как именно планируется победить в регионе это зло, корреспондент "РГ" беседует с одним из разработчиков проекта - старшим помощником прокурора области по взаимодействию с органами власти Еленой Бородиной.
Российская газета: Насколько остро стоит проблема коррупции в нашем регионе?
Елена Бородина: Оговоримся сразу: вопросы борьбы с коррупцией относятся к компетенции Российской Федерации и этим законопроектом не регулируются. Прокуратура предлагает систему мер, способных предупредить коррупцию в органах государственной власти и местного самоуправления. Главный упор мы делаем на качественную подготовку законов и нормативных правовых актов, а также на контроль за их исполнением. Ведь именно в законах и подзаконных актах создаются предпосылки для коррупционных злоупотреблений. Только в этом году мы направили свои замечания по десяти правовым актам, подготовленным думой и правительством области, в которых усмотрели проявления коррупциогенных факторов. Так что проблема профилактики коррупции в области стоит достаточно остро.
РГ: Что это за коррупциогенные факторы, о которых вы говорите? В чем они проявляются?
Бородина: Возьмем постановление Курганской облдумы о порядке передачи областного государственного имущества в аренду. В документе говорится, что госимущество может быть передано в аренду на основании договора, без конкурса. А вот при передаче в аренду федерального имущества предусмотрена конкурсная процедура. Мы считаем подобный порядок правильным и предложили думе внести изменения в документ. Конкурсная процедура передачи имущества в аренду, на наш взгляд, сводит к минимуму соблазн запустить руку в государственный карман.
Другой пример. В одной из статей регионального правового акта есть перечень документов, которые гражданин обязан представить в орган власти для получения каких-либо льгот, в том числе указывается "иные документы". Эта расплывчатая формулировка как раз и может стать причиной злоупотребления чиновниками своим служебным положением. Кроме того, в некоторых нормативных правовых актах не предусмотрена ответственность чиновника за исполнение своих должностных обязанностей. Это тоже коррупциогенный фактор, который может создать проблемы в установлении виновных в нарушении закона.
Мы предлагаем проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. До сих пор в Курганской области такой экспертизы не было. Во-первых, потому что она не закреплена законодательно, во-вторых, нет подготовленных кадров. В правовых управлениях областной думы и правительства области - по одному юристу, которые прошли специальное обучение и могут провести подобную экспертизу, остальные работники такими знаниями не обладают.
РГ: Законопроект предусматривает появление антикоррупционных программ: областной, ведомственных и муниципальных. А разве одного закона не достаточно для профилактики коррупции?
Бородина: Антикоррупционные программы должны приниматься в развитие закона. Именно в программах определяются конкретные антикоррупционные мероприятия и сроки их проведения, указываются исполнители и при необходимости, конечно, сумма их финансирования. Например, чтобы обучить тех же специалистов для проведения антикоррупционной экспертизы, нужны финансовые затраты.
РГ: Подобный документ приняли еще несколько регионов. Чем отличается наш законопроект?
Бородина: Отличие в том, что некоторые субъекты предлагают - и кое-где это уже реализовано - создать отдельный антикоррупционный орган, который проводил бы экспертизу всех местных законов, настоящих и будущих, а также занимался бы антикоррупционным мониторингом и разработкой антикоррупционных программ. Но это возможно только в тех регионах, где есть средства на содержание такой структуры. В нашей области такой возможности нет, поэтому предполагается наделить этими полномочиями действующие региональные органы власти. Надеемся, после парламентских каникул закон о профилактике коррупции в Курганской области будет принят.
Борис Тимониченко, начальник управления внутренних дел по Курганской области:
- Если мы принимаем закон о профилактике коррупции, то он, во-первых, должны быть обеспечен финансами, иначе все бесполезно. Во-вторых, надо провести четкую границу, что такое коррупция, а что такое должностное преступление. Если инспектор ГИБДД получил взятку на дороге - это коррупция? Нет, это должностное преступление. А если учитель вместо тройки поставил ученику четверку и взял за это 500 рублей - это коррупция? Тоже, наверное, нет. А вот если в мэрии нельзя получить участок земли под строительство без взятки чиновникам, причем не одному, а всем, от которых зависит решение вопроса, то это уже повод говорить о преступлении коррупционной направленности. Чтобы чиновники не брали взяток и не "доили" коммерсантов, надо, чтобы их деятельность была прозрачной, как за стеклом.
У нас есть презумпция невиновности, а должна быть презумпция виновности. То есть любой чиновник на вопрос, откуда у него шикарный особняк при его скромной зарплате, должен внятно доказать, что деньги на дом он заработал, скопил, взял взаймы у родственников или оформил кредит в банке. Не сумел доказать и не посадили - освободи должность. Надо издать Кодекс чести чиновника и сделать так, чтобы нечистые на руку госслужащие чувствовали себя неуютно. Тогда это зло еще можно побороть.
Кстати
В полтора раза увеличилось число уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных в первом полугодии 2008 года в Уральском федеральном округе. Правоохранительные органы регистрируют увеличение на 10 процентов число фактов взяточничества. На 56 процентов больше зарегистрировано уголовных дел, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями и нецелевым расходованием бюджетных средств. В суды передано 1451 уголовное дело о коррупции.