Вполне возможно находить компромиссы между работодателем и трудовым коллективом, не доводя накал страстей до забастовки. Как правильно выстраивать отношения в случае конфликта интересов? Чем может помочь Роструд спорящим сторонам? Ответы на эти вопросы можно получить в публикуемом сегодня административном регламенте.
Воспользоваться услугой Роструда и его территориальных органов в урегулировании трудовых споров могут общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, а также представители работодателей и трудовых коллективов организаций, финансируемых из федерального бюджета. Кроме того, эта услуга предоставляется Рострудом в тех случаях, когда трудовой спор не может быть разрешен с помощью забастовки. Здесь имеются в виду в организации, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Если вспомнить недавние протестные действия московских локомотивщиков, то это именно тот случай, когда Роструд может оказывать помощь в урегулировании трудовых споров, если, конечно, хотя бы одна из сторон спора обратится туда за помощью.
В остальных случаях спорящие стороны должны обращаться за помощью в уполномоченные органы исполнительной власти региона.
Итак, чем может помочь орган Роструда? Во-первых, пояснить представителям сторон требования законодательства, порядок проведения необходимых процедур, объяснить все права и обязанности сторон спора, а также грамотно сформулировать требования работников. Второе: если работодатель по истечении трех дней не реагирует на требования работников или не согласен их выполнять, создается примирительная комиссия из представителей спорящих сторон. В случае разрешения коллективного трудового спора соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Но если в примирительной комиссии не удалось достичь согласия, орган Роструда может помочь найти посредника - это независимый авторитетный человек, который помогает сторонам найти общий язык.
В случае если и посредник не помог, возникает необходимость создания трудового арбитража. Впрочем, орган Роструда не может здесь настаивать: если одна из сторон продолжает упорствовать и не собирается решать проблему с помощью трудового арбитража, то остается последнее - готовиться к забастовке. Но делать это нужно тоже грамотно, в чем также помогут специалисты Роструда.
Единственный случай, когда трудовой арбитраж создается в принудительном порядке, - это спор на предприятиях, где проведение забастовки по закону невозможно. Тогда Роструд создает его сам и привлекает в качестве независимой стороны трудовых арбитров. Решение трудового арбитража в этом случае имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.
Комментируя этот документ, глава Роструда Максим Топилин сказал:
"Административный регламент позволит повысить информированность сторон социального партнерства о порядке и процедурах предоставления государственной услуги; упорядочить проведение административных процедур по предоставлению государственной услуги; повысить качество и доступность предоставления государственной услуги".