Эти полкилометра у поселка Крестцы на трассе Санкт-Петербург - Москва дальнобойщики, туристы и дачники зовут пирожковой страной.
Не отходя от дороги за 25 рублей за штуку здесь можно накупить горячих домашних пирогов с двадцатью видами начинок, выпить чаю и кофе по 10 рублей да еще запастись съестным в дорогу.
Однако на прошлой неделе бойкая жизнь была нарушена. Губернатор, специально проехав мимо пирожников, в очередной раз дал команду "навести порядок". Торжище портит вид главной национальной трассы. Почему? Потому что торговля-то "дикая". Торговый допотопный инвентарь экстренно свезли на свалку... Впрочем, на следующее утро и навесы, и табуреты, и их хозяйки как ни в чем не бывало вновь вернулись на привычные места и "запалили" веселые самовары.
Этот бизнес-конфликт, то разгораясь, то затухая, тянется в Крестцах уже 15 лет. Попробовать знаменитых пирожков, посмотреть, как они пекутся, а заодно понять, почему за долгие годы не нашли общего языка власть и предприниматели, попытались корреспонденты " РГ".
У самовара я и моя Маша
От Москвы мы проехали уже 400 километров. И вдруг вдали, слева и справа от дороги, где на пригорках, где вдоль обочин замаячили первые "письменные" столики с выцветшими клеенками, самодельными квадратными ящиками-термосами из пластика, обернутыми в фольгу, и самоварами на кособоких чурках.
"Сама пирожки печешь?" - спрашиваем 16-летнюю продавщицу Машу. Оказывается, Маша - в найме, пирогами только торгует. То и дело возле ее лотка останавливаются фуры. Из одной выскакивает парень. Дальнобойщик Роман из Карелии уже пять лет возит грузы в Москву. В каникулы взял с собой в путешествие сына Сергея. "Эти пироги ни с какой кафешной едой не сравнятся. Вы с капустой, с лисичками попробуйте", - советует он. Что ж, лучшей рекомендации, чем эта, от постоянного клиента, нет. Но поесть мы не успеваем. В это время на смену Маше к лотку подъезжает еще одна продавщица - Наталья. Она тоже только торгует.
Кто же печет пирожки? Оказывается, другие работницы на съемной квартире, которую держит хозяйка. Самой Наталье уже далеко за сорок. На трассу, рассказывает, как и всех женщин-продавцов, ее погнало безденежье, надо же как-то кормить двух малолетних детей. В день с каждого проданного пирожка женщины получают по 5 рублей. Как правило, в среднем за 8-часовую смену удается продать 50, а иногда 80 пирожков. В месяц, если торговать не каждый день, набегает 7-10 тысяч. На прежних работах Наталья больше 4 тысяч в месяц не зарабатывала. И в такой ситуации здесь почти все. "Пирогами люди торгуют, чтобы выжить", - с горечью говорит продавщица.
Две начинки одной кулебяки
В Крестцах по разную сторону пирожковой баррикады все 15 лет живут две правды. У власти она своя, и строгая, как и сама власть: на смену нецивилизованному бизнесу, которым занимаются жители, должен наконец прийти чистый, красивый, законный, а не только вкусный. Потому задача администрации - уговорить торговцев вступить в правовое поле, проще говоря, зарегистрируйся предпринимателем, заплати налоги, оформи санитарную книжку, приобрети униформу, пластиковые столы или торговые вагончики "Купава". Для этого пирожники с их успешным бизнесом давно созрели, уверяют в администрации. И напоминают, что по правилам дорожной безопасности лоточная торговля на обочинах федеральных трасс в пределах 50 метров категорически запрещена. Да и санитарные нормы тоже нарушаются - пирожки обильно "удобряются" угарным газом и пылью.
Мы встретились с главой Крестецкого района Новгородской области Сергеем Яковлевым. Сам он "пирожки с дороги" не ест, уверяет, что жена такие дома готовит - лучше всех в поселке. Но только для семьи - не на продажу. Однако говорят, его предшественник до повышения зарплаты сам занимался пирожковым бизнесом.
"Никто не собирается запрещать торговлю, - перешел Яковлев к теме нашего визита. - По мне уж лучше крестцовские дев чонки на трассе с пирогами стоят, чем на панели". В общем, сообщил Яковлев, муниципальная власть давно готова предпринимателям помогать - и земельный участок отвести рядом с трассой, и финансовый фонд создать по субсидированию процентной ставки по кредитам, чтобы новое оборудование покупали - лотки, навесы, столы, термосы.
"Пусть артель создают, мы поможем!" - устало, видимо, далеко не в первый раз озвучивал свои предложения Яковлев.
У жителей на все эти предложения - свои аргументы. Они считают, что требования власти непомерные. Разговариваем со старшей одного из участков на трассе Еленой Зеленоборской. "Пластиковые столы купить? - возмущается женщина. - Ветер дунет, их в момент унесет! Тонары в кредит? Ни в коем случае - на кредит денег нет. Уйти торговать за 50 метров от дороги? Да кто за пирожками туда ходить будет? Артель - тоже не выход. У нас на каждой точке пироги по индивидуальным рецептам сделаны, в каждом душа живет".
Рядом с дорогой на расстоянии положенных 50 метров от трассы как немой укор выглядывает из глухих лопухов некогда добротный терем, выстроенный райпотребкооперацией. Поблекшая надпись "Горячие пирожки, чай, кофе" наглядно демонстрирует, что конкуренцию с "пирожками у дороги" сельская артель не выдержала.
Пирожковый бизнес - прибыльный, процентов 250-300 рентабельности, не меньше, считаем мы, прикинув себестоимость одного пирожка - 6 рублей, включая затраты на газ, воду и электричество. Но у крестцовского жителя Алексея Батурина арифметика другая. По его расчетам себестоимость одного пирожка, в цену которого входят еще и освещение торговой точки, уборка за собой мусора, расчистка снега зимой, озеленение придорожной территории летом, составляет 23 рубля. "А потом, весь наш доход в Крестцах остается. Благодаря пирожникам, которые продуктами затариваются, построено два новых магазина. Да и на "голодные" митинги не выходим. Сами себе работу находим", - обосновывает Батурин экономическую и социальную пользу "дикой" торговли.
Одним словом, не хотят крестцовцы ничего менять в устоявшемся бизнесе. Трасса разбита на четыре участка, за которыми закреплены "старшие", пограмотнее и поязыкастее. Их выбирают сами пирожники. На каждом участке по 30 мелких точек. Смены постоянно меняются. Такса для продажи пирожков для всех одна - 25 рублей. Если цена и меняется, то только с общего согласия. Всего здесь работу находят человек 600, доходит и до тысячи. Это десятая часть поселка. В каникулы, в дни отпуска пирожками торгуют и учителя, и врачи, и даже жена редактора местной газеты. Приходилось слышать, что в этом бизнесе занята чуть ли не каждая вторая семья. Впрочем, в администрации с этими подсчетами категорически не соглашаются.
При этом мы вспоминаем слова главы местной администрации, что Крестцы по товарообороту на душу населения занимают в области третье место. Показательно, что вещевая передвижная ярмарка приезжает в самый базарный день - в воскресенье - только сюда в Крестцы. Значит, с покупательной способностью населения действительно все в порядке. И в этом интересы местной власти и пирожников сходятся.
Не с пылу, не с жару
Увидеть, как пекутся знаменитые крестцовские пирожки, нам не удалось. Жители поселка как один отказывались пустить к себе "на кухню". Только одна хозяйка, которая благодаря пирогам кормит мать-инвалида и содержит двух детей, позвала к себе.
Ежедневно она выпекает по 50 пирогов на продажу. Но, честно сказать, лучше бы мы к ней не ходили. Четырехметровая кухня в совхозной "хрущобе", в которой постоянно отключают воду, не видела ремонта, наверное, лет 15. Крохотный стол, вмещающий лишь пару тарелок с супом, по идее, вообще не оставляет места для приготовления такого количества пирогов. На кухне рядом с хозяевами постоянно вертится дворняжка. "А что, если везде так?" - уныло думаем мы. Для чистоты эксперимента на удачу купили жареный пирог и у другой хозяйки. Он оказался с начинкой из вареной расплывшейся сосиски, облепленной растопленным сыром. Может быть, нам просто не повезло, и самый вкусный пирог мы так и не раскусили?
Уже на этой неделе по распоряжению губернатора в поселке Крестцы должно пройти специальное совещание руководства Крестецкого района совместно с поселковой администрацией, СЭС, представителями территориального управления Росавтодора. Местные чиновники уверяют, что никаких запретов на торговлю вводиться не будет. Однако будут определены специальные места для пирожников вдоль трассы. А жителям уже вынесены предупреждения - им грозят штрафы от 2 до 5 тысяч рублей за нелегальную предпринимательскую деятельность.
Владислав Корочкин,
вице-президент общественной организации предпринимателей малого и среднего бизнеса "ОПОРА России":
- Это факт, что сегодня жители Крестцов занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Но факт и то, что это не их вина, а скорее беда нынешнего законодательства. Оно ограничивает деловую инициативу граждан, которым сложно в силу возраста, образования, отсутствия стартового капитала самостоятельно начать свой крохотный, но честный бизнес.
Чтобы начать свое дело в правовом, а не в "диком" поле, людям надо пройти хлопотный процесс регистрации бизнеса. Открыть счета в банке, купить и зарегистрировать в налоговой инспекции кассовые аппараты, получить множество разрешений, гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия на свои пирожки. Понятно, что многие из жителей Крестцов букву закона соблюсти не в состоянии.
Но выход всегда есть. И народную стихийную предпринимательскую инициативу, благодаря которой в поселке уже создан настоящий товарный бренд - "крестцовские пирожки", - можно обратить на общее экономическое и социальное благо. Знаю примеры, когда руководители регионов брали под контроль подобные "особые ситуации" и жестко требовали от своей администрации, чтобы она оказала помощь с регистрацией малых предприятий или индивидуальных предпринимателей. И в дальнейшем их поддерживала.
Думаю, в местном бюджете, региональном фонде по поддержке предпринимательства нашлись бы деньги для создания вдоль трассы пирожкового муниципального рынка или сети торговых точек в местах, согласованных с территориальным представительством Рос автодора.
Власть могла бы облагородить территорию, закупить стандартные прилавки, навесы, сдавать их в аренду. Жители, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, оплачивали бы, как это сейчас происходит на колхозных рынках, разовый сбор за право торговли. Эта деятельность была бы под санитарным контролем госинспекторов. Такой лояльный подход, думаю, в интересах власти именно сейчас, когда президент страны объявил, что одним из критериев эффективности работы губернаторов станет рост и развитие вновь создаваемых новых малых предприятий на местах.
Так что отчаиваться не надо. К тому же на этой неделе правительство поддержало ряд нововведений в сфере малого бизнеса. Во-первых, с 1 июля 2009 года будет введен уведомительный порядок при открытии таких бизнесов, как торговый, общественное питание, гостиничный. Это значит, предприниматель должен будет заполнить декларацию об открытии и, поставив свою подпись, направить в органы власти. Соответственно, при открытии своего дела не надо будет получать кучу разрешений, как сейчас, заключения от санитарно-эпидемиологической, пожарной и экологической служб. Во-вторых, с 1 января 2009 года обязательная сертификация будет постепенно заменяться декларированием соответствия обязательным либо добровольным стандартам.
Во многих странах малое хлебопечение освобождено от процедуры сертификации. Производитель либо указывает на этикетке, что его продукция соответствует общепринятым в стране безопасным стандартам, либо превосходит их. К примеру, пирожки делаются с использованием родниковой воды, лесных, экологически чистых ягод. Задача контролеров в таком случае - проверить, соответствуют ли пироги, которые вы печете и продаете, стандартам безопасности. Если нет - вас накажут рублем или вообще запретят дальнейшую деятельность. К такому либеральному и одновременно жестко саморегулируемому малому бизнесу мы должны прийти в самое ближайшее время.