Нечасто из уст официальных лиц Беларуси и России приходится слышать критические оценки, касающиеся тех или иных процессов в Cоюзном государстве. Но именно такие оценки преобладали на совместном заседании коллегии Счетной палаты России и Комитета государственного контроля Беларуси, которое состоялось в Минске.
К строгому подходу ведомства обязывал статус. Если политики договариваются и строят планы, если правительства их реализуют, а хозяйственники заключают контракты, то высшие контрольные инстанции двух стран проверяют и считают, контролируют и анализируют все, что уже сделано и делается.
"Руководством Союзного государства нам поручено совместно обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств", - сказал журналистам после заседания председатель Комитета государственного контроля Беларуси Зенон Ломать. "Мы говорим на одном профессиональном языке, работаем как один коллектив", - подтвердил слова коллеги председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.
К сожалению, это не всегда можно сказать об органах государственного управления союзных стран, когда эти органы участвуют в реализации совместных программ, на которые, напомним, направляется 80 процентов бюджета Союзного государства. Сколь значимы эти программы для обеих наших стран, можно показать лишь на трех примерах. На территории Беларуси построены 8 современных пограничных переходов. Это позволило увеличить транзитный поток грузовиков с 7 тысяч машин в сутки до 20 тысяч. При этом 65 процентов грузов - либо российского происхождения, либо направляются в Россию. Проект завершен, но с опозданием.
Программа повышения эффективности производства и переработки овощной продукции еще реализуется. Но, по словам министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Семена Шапиро, уже выполнено 27 заданий. Созданы образцы 26 новых машин для возделывания овощей, 13 технологий и 14 прогрессивных машин для их переработки, мойки, хранения и получения сухих продуктов. Вся техника, как заверил С. Шапиро, существенно эффективнее и дешевле имеющейся, она позволяет получать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Но программа выполнена не вся, сроки срываются. К слову, С. Шапиро опроверг сообщения некоторых СМИ о предстоящем якобы уменьшении поставок белорусской молочной продукции в Россию. Слухи были порождены скачком биржевых цен на сухое молоко и остались слухами. Что касается точных сведений, то сейчас половина импортной потребности российского рынка в молочных продуктах (около 7 млн тонн в год) покрывает Беларусь. Уместно напомнить, что в 1990-1991 годах республика производила на душу населения больше молока, чем Германия, Франция, Великобритания. Позиции во многом сохранила. Так что и в будущем качественного и дешевого белорусского продукта в России меньше не станет. Об этом говорят итоги переговоров родственных министерств.
Весьма продвинулись стороны в сфере двигателестроения. Успехи налицо, совместные усилия позволяют сохранять позиции КамАЗу, БелАЗу, МАЗу, но... Жесткие законы конкуренции требуют работать быстрее. Что мешает? Во-первых, бюрократия. Об этом в один голос говорили белорусские и российские эксперты. Иной раз половина бюджетного года уходит на согласования. Вторая причина - разные правовые нормы, действующие в союзных странах. Чиновники обеих стран слишком опасаются нарушить какую-либо букву закона. Причины, как видим, взаимосвязаны. Итог: за 2002-2007 годы из предусмотренных к завершению 25 совместных программ были исполнены 12, а 13 - продлены.
Иными словами, совместная коллегия анализировала не столько сам союзный бюджет (он наполняется исправно и полностью, проблем с финансированием нет), сколько расходование средств. Вопрос ставился шире: интенсификация экономического развития двух государств. Вывод таков: средства расходуем плохо, в бюджете остается много "лишних" денег. Значит, и работаем не очень эффективно. К 1 апреля остатки средств союзного бюджета увеличились с начала года наполовину и достигли без малого 2 млрд российских рублей. Это почти вдвое больше союзного бюджета на первый квартал этого года.
Критические выводы коллегии, надо полагать, позволят Совету министров Союзного государства ускорить интеграционные процессы. Как единодушно подтвердили З. Ломать и С. Степашин, руководители двух стран быстро и эффективно реагируют на замечания и предложения главных контролирующих ведомств, поэтому многие проблемы уже решены или решаются. Аналитическую записку по итогам коллегии решено направить председателю Парламентского собрания Союза Беларуси и России Борису Грызлову, а информационное письмо - председателю Совмина Союзного государства Владимиру Путину.
Очередное заседание совместной коллегии по предложению Сергея Степашина состоится в Москве.