Сегодня увидеть спортивных голубей в московском небе - большая редкость.
А еще не так давно увлечение было повальным - и старики, и пацаны самозабвенно гоняли целые стаи. Почти в каждом московском дворе стояли голубятни. Теперь их можно увидеть разве что в старых районах - в Филях, Кунцево, Рабочем поселке... Но они по большей части пустые. Куда делись их пернатые жильцы? Почему отмирает забава, владевшая некогда сердцами тысяч людей?
Воронинские монахи
Россия всегда была страной голубятников. И птиц выводила своих, особенных. Например, белые турманы появились при графе Орлове. Из Костромы пошли космачи: у них лапы, как тарелка, сантиметров пятнадцать в окружности. Есть короткоклювые русские "чайки" - дутыши, названные так потому, что раздувают зоб...
-Я всю жизнь занимаюсь одной декоративной породой - московскими монахами, - говорит председатель столичного клуба голубеводства Владимир Сергеевич Воронин. - Это белые голуби с красным хвостом и такой же красной шапочкой на голове. Их даже воронинскими прозвали, потому что я улучшил породу.
Воронину было шесть лет, когда началась война. У них во дворе стояла большая голубятня, которой занимался старший брат. Но голубей украли, а брата призвали в армию. Назад прилетели только две голубки. Но и с теми пришлось расстаться. По словам Владимира Сергеевича, в августе 1941-го к ним пришли люди из НКВД и забрали птиц. И не только у Ворониных - у всех на улице.
- Почему забрали? - переспрашивает Воронин. - Возможно, боялись, что шпионы и диверсанты воспользуются голубиной почтой... Но уже в 42-м году никто голубей не изымал. К нам прилетел один голубь, мы ему голубку купили, птенчики завелись... Вот с тех самых пор птицы у меня не переводятся.
Сейчас у Воронина - 150 голубей. Держит их преимущественно в вольере, потому что в Москве и Подмосковье развелось много соколов, врагов голубей. Содержание стаи обходится в месяц примерно в 2-2,5 тысячи рублей. Для пенсионеров (а таких большинство в клубе) это большие деньги. Выкручиваются за счет продаж приплода. По выходным многие голубеводы встречаются на "птичке", где можно продать птенцов или обменять.
- Недавно на рынок приехал батюшка с восемью детьми, - рассказывает Владимир Сергеевич. - У них такие замечательные, добрые лица. Сразу видно: любят живность. Я им шесть голубей продал, а двух подарил. У батюшки церковь под Рязанью. Там птицам будет хорошо. Москва сейчас для голубей - тяжелый город.
Тайсон с московской пропиской
Для Сергея Петровича Столярова, как и для всех владельцев спортивных голубей, лето - сезон соревнований. Три месяца полетов!
У него страсть к голубям тоже с детства. Жили тогда в Солнцеве, где птиц держали не только в голубятнях, но и в бараках, на чердаках.
- Родители дадут денег на завтрак, а я - на Таганку, на птичий рынок. Голубь стоил 30 копеек. А самые дорогие - по 10 рублей.
Сейчас Столяров - бизнесмен, но на голубей время находит. Держит 300 штук в Верее - там еще сохранились голубятни. Спортивные голуби - не декоративные, их надо постоянно тренировать, "гонять". Выпустил стаю, на круг пошла - час летает. А с круга - по свистку спешит к хозяину. За сезон птицы должны налетать 7-8 тысяч километров.
День соревнований - настоящий праздник. У спортивного клуба "Голубь мира" есть даже специальный транспорт - большой автобус "Мерседес", который возит голубей на соревнование. Например, за 1200 километров, во Львов. Там птиц выпускают, а в Москве хозяева в волнении ждут их.
- С утра на даче собираются друзья, близкие, - рассказывает Столяров. - Жарим шашлыки, смотрим в небо. Не летит? Перезваниваемся с другими голубеводами. Мой показался - значит, где-то через час Михаилу Юрьевичу Кудину (он дальше живет) можно ждать своего. В прошлом году победил кудинский, а мой стал вторым.
С соревнований возвращаются не все голуби, а самые опытные. Бывает, какой-нибудь заблудится или его сокол убьет. В общем, пропадает примерно треть птиц.
- Был случай, - вспоминает Сергей Петрович, - во время соревнований (тогда дожди зарядили) у Кудина пропал краснорябый голубь. А мы ждали визита в Москву Майка Тайсона - он тоже заядлый голубятник. Видно, в добрый час приехал Майк - как раз краснорябый вернулся. С тех пор эту птицу Тайсоном и прозвали. Кстати, мы подарили именитому гостю голубей, а таможня не пропустила...
Не женское дело?
Среди голубеводов с каждым годом все меньше молодежи. Слишком хлопотное это увлечение. На клуб из 40 человек, может, 5-7 молодых... Такое соотношение, например, в клубе "Голубь мира". Но и пенсионеров становится все меньше. Вся проблема - в средствах: мешок кукурузы стоит 600-800 рублей, гороха - 1300 рублей, льна - около 3 тысяч.
Клуб, как может, старается поддержать пенсионеров. По словам Столярова, старикам и кольца магнитные бесплатно выделяют, и кормом помогают. А все равно увлечение с каждым годом обходится все дороже. А вот женщин-голубятниц, что интересно, прибавляется. Правда, зачастую это овдовевшие жены голубеводов... Есть известная семья голубеводов Скугаревских - папа с дочкой. Да и у Столярова 12-летняя дочка Даша всерьез увлечена голубями.
Виновата электронная "собачка"?
Раньше государство поддерживало голубятников. Голубиная почта имела стратегическое значение: только в Отечественную войну наши военно-почтовые голуби доставили свыше 15 тысяч "голубеграмм".
Сегодня люди пользуются электронной почтой с ее знаменитой собачкой - @/. Голуби государству больше не нужны. И поставить в столице голубятню - проблема.
- Мы пишем ходатайства от клуба с просьбой предоставить место, - рассказывает Воронин. - Но чтобы получить разрешение, требуется кипа бумаг, и за каждую надо выложить деньги. Мы подсчитали: все разрешения могут "вылиться" в 5-6 тысяч долларов. Кому такое по карману? А раньше я сам ходил в Моспроект и согласовывал бумаги, и удовольствие это обходилось максимум в сто рублей.
Теперь и местная власть не всегда благоволит к голубям. В Кунцево, например, уже несколько лет тянется судебная тяжба: у человека было разрешение на сохранение голубиного питомника, но строители снесли - и все.
Правда, Юрий Лужков помог городскому клубу сохранить помещение, за голубеводов ходатайствовал сам патриарх. Сейчас клуб занимает 200-метровый подвал в Дегтярном переулке, прямо рядом с Тверской. Тут каждый метр - золотой, а членские взносы не велики - по 250 рублей с человека. Однако благодаря поддержке мэра клуб на 10 лет освобожден от уплаты налогов.
Их осталось мало
Сколько сегодня голубеводов в Москве? По словам Воронина, в их клубе зарегистрировано 700 членов. Да еще пять спортивных клубов - около 1000 человек. А голубятен в городе - по пальцам пересчитать: большинство любителей птиц, у которых есть дачные участки, вывезли своих пернатых за 80-100 километров от Москвы.
Есть в исчезновении голубей горькая ностальгическая нотка. Ведь люди увлекались ими не потому, что государству требовались "крылатые почтальоны". В то время страна мечтала о покорении неба. И голубь в синеве был символом полета...
Вот история его появления. Когда гитлеровцы захватили Ростов, они издали приказ об уничтожении всех домашних голубей, чтобы патриоты не передавали с крылатой почтой сведения нашим войскам. 14-летний Витя Черевичкин не подчинился этому приказу, и его голубь изо дня в день доставлял разведданные через линию фронта. Витю застрелили прямо с голубем в руках...
Справка "РГ"
В чем смысл голубиного спорта? Птицу выпускают за сотни километров от голубятни, и она должна в кратчайший срок прилететь домой. Голубей специально тренируют, постоянно увеличивая дистанции полетов.
300 км спортивные голуби преодолевают в среднем за 6 часов,
700 км - за 20 часов, 1000 км - за 35 часов. У лучших летунов скорость полета составляет около 1,5 км/мин. За один день голубь в состоянии пролететь 1500 км.