Угадать в народном артисте СССР Олеге Басилашвили профессионального взяточника не побоялся не менее народный режиссер Игорь Масленников.
Автор культовых фильмов о Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне, а также "Зимняя вишня" и множества других пригласил Олега Валериановича на одну из главных ролей в своей новой картине по пьесе Александра Островского "Доходное место".
Съемки проходят в Петербурге - там, где и разворачивается действие пьесы русского классика, посвященной коррупции среди чиновников. Задействованы в съемках преимущественно старинные здания. В одном из них - особняке Половцева на Большой Морской улице, где в последние десятилетия располагается городской Дом архитекторов, в течение нескольких дней снимались "ресторанные" сцены.
У Островского именно в ресторане, за "скромным" обедом на пять персон, происходит едва ли не ключевая сцена обсуждения чиновниками того, как "надо брать". В отсутствии господина Вышневского (Басилашвили) его коллега господин Юсов, он же актер Константин Воробьев, убедительно расправляясь с яичницей, делится с товарищами опытом взяточничества...
Корреспонденту "РГ" было предложено во время съемок очередного дубля посидеть близ накрытого стола, дабы "критическим взглядом взглянуть на игру актеров". Но я, внимательно следя за этой сценой, про актеров напрочь забыла. Передо мной сидели настоящие отечественные чинуши - лощеные, надутые, пренебрежительно отзывающиеся не только о просителях, но и о своих коллегах. Тех, кто "берет много и не делится. А делиться-то, господа, надо!.."
РГ: Вы полюбили старину Островского, Игорь Федорович? Уже не первый раз в своем творчестве обращаетесь к пьесам русского классика XIX века! Два с половиной года назад были "Русские деньги" по пьесе "Волки и овцы", теперь вот - "Доходное место"...
Игорь Масленников: А просто этот драматург необычайно злобо дневен! Сегодня - как ни когда раньше. Прежде, в советское время, когда мы смотрели спектакли и кинофильмы, в основе которых были положены пьесы Островского, то плохо, как правило, понимали, что такое акция, закладная, вексель, расписка. А также - продажа леса, имения. Все это было злободневно для того времени, когда Александр Николаевич Островский жил и творил, для первой капитализации России. Потом, что называется, ушло. И вот теперь все эти термины снова не сходят с языка наших соотечественников. Скажем, банкротство. В вашей же газете по субботам публикуются данные обанкротившихся предприятий. Какое-то просто невероятное количество банкротов! У Островского есть замечательное произведение на этот счет. Называется "Свои люди - сочтемся". Первое ее авторское название - "Банкрот". И моя мечта сделать фильм еще и по этой пьесе.
РГ: Вас подтолкнули к данным съемкам именно российские события последнего десятилетия?
Масленников: Честно скажу, не очень понимаю, что происходит в современной России. Поэтому на старости лет решил опереться на этого нашего замечательного классика. Когда-то я хотел снять картину "Без вины виноватые" с Ириной Петровной Мирошниченко в главной роли. Она очень хотела сыграть роль несчастной матери и актрисы Кручининой - Отрадиной. К сожалению, не случилось. Но Ирина Петровна, сама того не ведая, привела меня к Островскому.
РГ: Слышала, что "Доходное место" снимается на деньги московского правительства. Странно, что не петербургского. Или Смольный хочет таким образом сказать, что в Северной столице взяточников нет?
Масленников: Все гораздо проще. В отличие от петербургского правительства, не имеющего пока такого опыта, московское давно протежирует кинопроекты. Лично я уже второй фильм делаю благодаря московскому мэру. Первым были "Ночные посетители".
РГ: С "Доходным местом" вы попали, безусловно, "в жилу". Президент Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин недавно обнародовали программу борьбы с взяточничеством и коррупцией во власти. А вам самому приходилось в жизни сталкиваться с подобным?
Масленников: Кто ж в нашей стране не сталкивался с взяточничеством? На автодорогах, при техосмотре машины... Глубоко въелась эта болезнь. Причем в сердца и души не столько чиновников, сколько простого народа. Люди часто не понимают, как можно решить какую-то проблему, не заплатив тому или иному представителю власти. При взаимном согласии сторон. К слову, если фильм по пьесе "Волки и овцы" я назвал "Русские деньги", то эту картину по мотивам пьесы "Доходное место" назову, наверное, "Русские взятки". А если еще и "Банкрота" сниму, то это будет "Русское банкротство". Получится триада на главные темы русской действительности.
РГ: Сценарий "Доходного места" писали сами?
Масленников: Его написал мой старый товарищ и друг Владимир Иванович Валуцкий. Мы с ним много работали. В частности, сделали "Зимнюю вишню". В данном случае он написал литературный сценарий. А я - рабочий, режиссерский. Приятно было работать над ним. Съемочный же процесс ненавижу. Мука для меня мученическая. Потому что это сплошной процесс компромиссов, выхода из сложных ситуаций. Снимается все не там, где хотелось бы, не так, как предполагалось...
РГ: Однако снимаете в особняке в центре города...
Масленников: Мало осталось в Петербурге особняков. Исторические здания перестраиваются, а то и сносятся. А на улицах снимать зачастую просто невозможно. Мешают провода, рекламные вывески, дорожные знаки. Но главное - огромное количество автомашин. Поэтому мы вынуждены назначать съемочные дни на субботу-воскресенье. Что, конечно, тоже выматывает.
РГ: В вашей картине снимается немало замечательных актеров - Олег Басилашвили, Константин Воробьев, Мария Кузнецова, Елена Руфанова. А действующих чиновников не было желания пригласить хотя бы на эпизодическую роль, для передачи опыта, так сказать?
Масленников: Ну, нет, я работаю в кино с профессионалами. Только с хорошими актерами!
РГ: Хороший взяточник, по-моему, уже хороший актер!
Масленников: Возможно. Но - в жизни.
РГ: К слову об актерах. За что вы дали такую "нехорошую" роль прекрасному актеру и человеку Олегу Басилашвили?
Масленников: Именно потому, что хороший актер. Олег играет Вышневского с удовольствием. Он вообще человек не равнодушный к политической жизни страны. Относится идейно к тому, как изобразить коррупционера.
РГ: У вашего фильма будет счастливый конец?
Масленников: А у Островского разве где есть хеппи-энд? Картина вообще вырисовывается довольно мрачная. Хотя мы снимаем комедию...
Режиссер Олег Погодин ("Непобедимый", "Родина ждет") идет по стопам Игоря Масленникова, который в свое время снял сериал про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, - собирается снимать новый сериал про знаменитого сыщика. Предполагаемый бюджет - 16 миллионов долларов, которые потратят на создание 16-двухсерийных фильмов. Кто сыграет Шерлока в новом телефильме, пока неясно. Съемки первых восьми частей фильма начнутся летом 2009 года. В первую очередь Погодин экранизирует рассказы Артура Конан Дойла "Морской договор", "Черный Питер", "Шесть Наполеонов", "Львиная грива", "Человек на четвереньках", которые не были задействованы в сюжете знаменитого сериала Игоря Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Режиссер Погодин признается, что "тягаться с шедевром тяжело", но обещает, что у него будет совсем другой Холмс.
А вот у кого уж точно получится "другой Холмс", так это у Роберта Дауни-младшего. Актер получил предложение сняться в фильме "Шерлок Холмс" у британского режиссера Гая Риччи, по совместительству мужа Мадонны. Выход картины в прокат ожидается в 2010 году.
Не ожидает ли подобное "продолжение" и другие работы, за которые берется режиссер Игорь Масленников?