В Хабаровском крае временно закрыта пассажирская навигация по Амуру

Из-за беспрецедентно низкого уровня реки прекращено речное сообщение с Николаевском-на-Амуре. На прикол поставлены семь теплоходов на подводных крыльях: четыре "Метеора" в Хабаровске и три - в Комсомольске-на-Амуре.

Маршрут Хабаровск - Николаевск-на-Амуре закрыт на три дня позже, чем маршрут Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Виной этому низкий уровень воды в реке - минус 129 сантиметров. Для неспециалистов это означает, что глубина Амура в критических местах фарватера, к примеру, у Циммермановки, составляет 2 метра 35 сантиметров. Суда на подводных крыльях могут ходить лишь по воде глубиной два с половиной метра.

Поначалу хабаровские речники планировали воспользоваться наработками пятилетней давности. Тогда из-за малой воды один из самых протяженных в России маршрутов, рейс которого в одну сторону занимает без малого тысячу километров, был сокращен. Пассажиры из краевого центра путешествовали смешанным, сухопутно-водным путем. Автобусы везли их от хабаровской пристани до речного вокзала Комсомольска-на-Амуре, где жителей Приамурья уже ждали "Метеоры". Но нынешним летом маловодье охватило на только Средний, но и Нижний Амур. И по проверенной схеме пароходство смогло проработать только три дня. Затем "Метеоры" без пассажиров, чтобы снизить осадку, как говорят речники, "на крыле" вернулись на базу.

- Маршрут закрыт на десять дней, - сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника службы пассажирских перевозок филиала "Амурречтурист" ОАО "Амурское пароходство" Виктор Горбунов. - Пойдут ли "Метеоры" потом, будет зависеть от уровня воды в Амуре.

Теплоходами амурского скоростного флота в основном пользуются не туристы, а жители приамурских поселений, для которых река - единственная транспортная магистраль.

- В минувшем году только хабаровские "Метеоры" перевезли за навигацию 36 тысяч пассажиров, это стабильный показатель за последние пять лет, - заявил "РГ" директор филиала "Амурречтурист" ОАО "Амурское пароходство" Юрий Вертеба. - Убытки, которые возникнут из-за декады простоя, составят примерно 100 тысяч рублей, для пароходства это не очень значительная сумма. Конечно, мы не получим примерно два-три миллиона рублей дохода, зато не будет и расходов на горючее, из-за повышения цен на которое сейчас работаем, как говорится, на ноль. Намного досаднее, конечно, что пароходство не выполняет социальный заказ, не обеспечивает связь отдаленных сел с центром региона.

Сейчас экипажи теплоходов "Кола Бельды", "Сергей Торбин", "Капитан Князев" и "Сунь Ятсен" переведены на работы на берегу. Их капитаны отправлены в вынужденный отпуск. Речной транспорт ходит только по пригородным маршрутам.

Компетентно

Наталья Ефремова, начальник отдела гидропрогнозов Хабаровского центра по гидрометеорологии:

- Нынешнюю ситуацию на Амуре сложно сравнивать с маловодьем 2003 года. Тогда еще не была введена в строй Бурейская ГЭС. Сейчас же дожди, прошедшие в первой декаде июля, сформировали паводки на левобережных притоках Амура, Зее, Бурее, Селемже и других. Однако эти паводки были захвачены в чаши Зейского и Бурейского водохранилищ и дали только кратковременный подъем уровня воды на Среднем Амуре от Благовещенска до Хабаровска. На районы Нижнего Амура водности не хватает. Маловодье, мы прогнозируем, продлится до конца июля.