Едкий дым с горящих торфяников и марей опять напомнил о себе хабаровчанам. К вечеру вторника видимость в городе упала до трех метров. Горожан, задыхающихся от воздуха, наполненного продуктами горения, интересуют действия власти.
В Гидрометеоцентре подтвердили: да, действительно в момент задымления, когда город был полностью окутан пеленой, предельно допустимые концентрации оксида углерода были повышены в 3,4 раза. Это коварный газ: сам по себе не имеет запаха, бесцветен, отравление им происходит незаметно.
- Всему виной северо-восточный ветер, - пояснила главный специалист управления по мониторингу окружающей среды Елена Иванова. - Именно к северу от Хабаровска в Нанайском районе сейчас зафиксированы наиболее интенсивные возгорания торфяников. А точнее, дым идет от Елабуги.
- Вчера, например, Хабаровск, окутанный дымом, выглядел из космоса единым белесым пятном, - рассказала сотрудник центра по приемке спутниковой информации Гидрометеоцентра Любовь Крамарева.- А когда горит марь, она сверху такая же красная и раскаленная, как обычный лесной очаг огня.
Сухие болота на Дальнем Востоке горят часто. Но если сами по себе дымящиеся торфяники не представляют особой угрозы для населенных пунктов и объектов, то для здоровья людей ущерб очевиден. Как борются с "тихими пожарами"?
Тушение пожаров сейчас входит в полномочия субъекта. Кто горит, тот и тушит - так рассудил 131-й федеральный закон о местном самоуправлении. В крае существует наземная и авиаохрана лесов, ведется радиоотслеживание и спутниковый мониторинг, каждый день распечатки космического наблюдения направляются в авиалесооохрану.
Но беда в том, что все деньги на эти цели наша территория уже израсходовала: сейчас дефицит финансирования составляет уже 30 миллионов рублей. Авиакомпании, в которых лесоохрана арендует вертолеты, отказываются летать авансом. Пожарные идут в лес с ранцевыми огнетушителями.
В прошлом году тушение обошлось также дороже запланированного бюджетом: не повезло с погодой. Об этом с тревогой говорили на заседании правительства края по охране окружающей среды сотрудники Дальневосточной базы авиалесоохраны.
- Берите кредиты, - посоветовал губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.- Будем добиваться их погашения.
Вот только что погасим раньше - пожары или кредиты? По данным службы Дальневосточной базы авиалесоохраны, вчера в крае действовали 20 пожаров лесного фонда - в Нанайском, Советско-Гаванском, Солнечном, Амурском и Ванинском районах.
Если учесть, что Хабаровск окружают сплошные торфяники, в том числе и с запада, а малоснежная зима и жаркое лето иссушили почву на два метра вглубь, то вероятность дышать оксидом углерода вместо кислорода у горожан весьма велика - до тех пор, пока не придут долгожданные дожди.
Врачи рекомендуют запастись масками и пользоваться ими регулярно, хоть это и неудобно при душной и жаркой погоде. Одноразовые маски, по данным справочной аптек, сейчас есть везде.
Александр Любякин, начальник Дальневосточной базы авиалесоохраны:
- Торфяники никто не тушит. Они дымятся уже более месяца. Потому что это не лесной, а земельный фонд, и трата бюджетных средства на их тушение означает нецелевое использование. Во-вторых, мари и тушить невозможно: площади огромны, технику не применишь из-за вязкой почвы.