В Екатеринбурге проходят Царские дни: с даты расстрела семьи последнего императора и приближенных, сопровождавших Романовых, прошло 90 лет, и на Средний Урал приехали потомки погибших.
Как мы выяснили, многие из родственников, чьи семьи коснулась трагедия в доме Ипатьевых, уже не одно десятилетие пытаются провести самостоятельное расследование убийства царской семьи. Они хотят обнародовать все, что скрывалось в советское время. Так, правнук повара Ивана Харитонова, расстрелянного вместе с Романовыми, Петр Мультатули почти всю жизнь занимается изучением событий ночи с 16 на 17 июля 1918 года. Он уже издал несколько книг. Но признается, что белых пятен и противоречий в этом деле куда больше, чем кажется. В интервью корреспонденту "РГ" Мультатули рассказал о своих исследованиях .
"Российская газета": Петр Валентинович, что же, по вашему мнению, произошло в Ипатьевском доме июльской ночью?
Петр Мультатули: Как сказал когда-то один из участников расстрела, про убийство царской семьи мир никогда не узнает всей правды. Все окутано тайной. Я считаю, что до сих пор остаются открытыми два вопроса: кем и как была убита семья Романовых. Уверен, нельзя однозначно назвать имена организаторов и убийц. Более того, нельзя с точностью говорить, из какого оружия была расстреляна семья, применялись ли ножи, штыки. Единственное, что могу сказать с уверенностью: это была мученическая смерть за Россию. Потому что Николай Второй, по моему убеждению, был центральной фигурой, которая объединяла нации великой империи. И сегодня мы понимаем, что мифы, которые разрастались вокруг царя, были направлены на то, чтобы центр пошатнулся и Россия развалилась. По моей версии, расстрел царской семьи - это попытка мирового антихристианского переворота. Безусловно, каждый историк имеет право на собственную точку зрения, но не когда речь идет о клевете. А больше половины информации, которую в советское время давали о Николае Втором, - это клевета.
РГ: В своих книгах вы рассматриваете гипотезу о ритуальном убийстве...
Мультатули: Большинство исследователей обходят стороной версию о ритуальном убийстве, и напрасно. По сути, расстрел царской семьи был невыгоден никаким политическим силам: большевики не могли предугадать реакцию сильных держав и русского народа. Значит, вполне могли преследоваться иные цели.
РГ: Раньше доступ к историческим архивам получить было сложно. Как сейчас?
Мультатули: Документы доступны: хочешь - бери. Но тут самое важное - не просто ознакомиться с текстом, главное - его верно проанализировать. В бумагах много противоречий, причем различия настолько сильны, что исключают друг друга. Важно искать подтверждения во многих источниках. Только тогда может получиться объективная информация.
РГ: А когда вы лично узнали о причастности вашей семьи к истории?
Мультатули: Лет в 12-13. Этого дома не скрывали, но и особо не афишировали. Все мы к тем событиям относились как к личной трагедии и не любили обсуждать в семье. Несмотря на то, что я глубоко чту прадеда, я изучаю историю последнего императора не поэтому. Просто я убежден в грандиозности фигуры Николая Второго.