Бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид, которого недавний Архиерейский Собор постановил извергнуть из сана, выступил с заявлением, в котором предал анафеме Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и ряд епископов.
В распространенном вчера заявлении кроме Святейшего Патриарха он анафемствовал также главу Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя Отдела, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета "и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года и всех, вместе с ними помышляющих". Он высказал намерение перевести на самоуправление Чукотскую епархию "на время разрешения догматических и канонических вопросов". Наряду с этим он постановил считать "вдовствующими" Московскую, Смоленскую, Минскую и ряд других церковных кафедр, глав которых предал анафеме в своем заявлении. Право "осуществлять полномочное архиерейское окормление православной паствы на вдовствующих кафедрах" бывший Чукотский епископ оставил за собой, то есть фактически объявил себя главой Московского патриаршего престола.
В Русской православной церкви это заявление назвали "нонсенсом" и призвали молиться о его вразумлении. "Когда Господь оставляет и наказывает человека, он лишает его разума. Именно это и происходит в данном случае", - прокомментировал заявление замглавы ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. Он выразил сожаление, что епископ Диомид, "начинавший свой путь в Церкви как человек искренний и верующий, променял церковное единство, радость жизни в Церкви, христианского свидетельства, открытость к людям разных вер и убеждений на общение с узким кругом своих последователей, которые внушают ему, что он истинный духовный лидер России".
"Владыка, это неправда. Вы пошли на поводу у людей, которые вас обманывают и эксплуатируют мрачные стороны вашей души", - сказал протоиерей Всеволод Чаплин, обращаясь к бывшему епископу. По его мнению, "все можно было бы изменить", если бы Диомид вступил в открытый разговор со своими собратьями-архиереями: "Открыта была бы (и до сих пор открыта) дверь к покаянию". "Но, к сожалению, владыка все дальше уходит в какие-то отдаленные места: сегодня это мыс Шмидта, завтра, не дай Бог, будет какая-то пещера", - посетовал отец Всеволод.
- Если до этого ситуация была трагической, то с сегодняшнего дня она стала фарсовой, - сказал корреспонденту "РГ" известный богослов диакон Андрей Кураев. - Он ведь объявил в своем заявлении о лишении сана всех участников Архиерейского Собора, в том числе и тех 2-3 епископов, которые голосовали против его отлучения.
Если учитывать, что церковь - это лечебница и в ней немало больных людей, то как раз их заявление Диомида обязательно привлечет. Ну что ж, этот гной должен будет вытечь из Церкви.
Диомид и люди, которым он симпатичен, по мнению отца Андрея, "похожи на людей-киборгов, у которых в голове компьютер, довольно тупая машина - находит программу и начинает ее исполнять".
- Они слишком буквально относятся ко всем церковно-авторитетным текстам - канонам, правилам. На самом деле в Церкви все сложно - над правилом или традицией надо задуматься и понять, ради чего оно установлено, какие были альтернативы, что оно должно было донести, есть ли возможность что-то подобное сказать иными словами и выразить иными образами. Надо понять, в какой степени принятие правила определялось действием Духа Божия, а в какой всего лишь социальным опытом авторов - даже святых.
Святые отцы Византийской империи жили именно в империи, у них не было опыта общения с иной властью, кроме монархической. Почему Диомид считает, что эти слова сегодня нельзя перенести на президента или премьер-министра - непонятно. Апостол Павел, автор не просто святой - священный, говорит емко "начальствующего в народе твоем не злословь". А Диомид поносит последними словами начальствующих в современной России, объявляя их слугами антихриста, и при этом заверяет о своей верности тому правителю, который был убит 90 лет тому назад. Всегда очень легко служить несуществующему царю - можно под себя подстраивать все ограничения, которые налагает послушание ему, и очень тяжело жить в реальной Церкви, в реальном обществе людей. Тяжелее, чем создать свою секточку.
Опасения, которые Архиерейский Собор увидел в посланиях Диомида, по мнению отца Андрея, подтвердились, а решение Собора оказалось своевременным.