Противники украинско-американских военных учений ложатся под колеса автобусов

В Украине вот уже почти неделю идут совместные украинско-американские учения Си-Бриз-2008. В официальной формулировке сказано, что помимо войск США и Украины в них участвуют другие страны, в том числе и отдельные члены НАТО, но ни в коем случае не сам блок.

Часть традиционных оппонентов официального евро-атлантического курса предпочла учения не заметить. Но есть и те, кто сильно портит настроение властям и, упрямо отказываясь верить в миролюбивый характер военных учений, ложится под колеса автобусов, везущих американских военных. В том, кто и почему портит официальную картину учений, разбирался корреспондент "РГ".

Где НАТО?

"В Одессе натовцев нет. Вы видели хотя бы одного? Мы и сами на них хотим посмотреть", - заявляет глава фракции Прогрессивной социалистической партии Украины Ольга Соловенко. Слова ее, впрочем, не стоит понимать буквально. Военнослужащие стран НАТО в Одессе есть, но их просто не видно. Причина, по которой они незаметны, уверена Соловенко, - это деятельность ее соратников.

Единственный зримый признак проходящих учений - турецкий фрегат, литовский эсминец и американский вспомогательный корабль, причалившие в морском порту. Но многочисленные иностранные моряки не гуляют в парадной форме по Приморскому бульвару, не сидят в кафе на Дерибасовской, не фотографируются на фоне Оперного театра.

Пожалуй, единственным явлением американских военных одесситам можно считать пресс-конференцию в окружном Доме офицеров с участием сокомандующего учений адмирала ВМФ США Джона Мура. Именно перед этой пресс-конференцией две сотни членов ПСПУ ложились под колеса автобусов, пытавшихся проехать к месту проведения торжественного открытия учений, и в непарламентских выражениях высказывали свое особое мнение о НАТО и киевской власти. В идеале натовцев собирались не пустить в Дом офицеров, а уж если прошли - как можно дольше не выпускать. В результате старшие офицеры все же попали в актовый зал, хотя и с опозданием, и благополучно вышли из него. Но говорили всего 15 минут и даже снисходительно высказались об акциях протеста на всем пути следования: мол, эти странные люди имеют право на свое мнение - это признак демократии. А учениям они не помеха.

Без единого фронта

В этом году, в отличие от прошлых учений, единого антинатовского фронта в Одессе не получилось. Еще в марте 22 организации, включая Партию регионов и коммунистов, создали Объединенный антинатовский союз (ОСА). Но потом Партия регионов в парламенте проголосовала за проведение Си-Бриз-2008 и как-то сама собой отошла от дел. Позже свою позицию скорректировали и коммунисты, сконцентрировавшись на "информационном сопротивлении". Информационное сопротивление традиционных парламентских антинатовцев, впрочем, свелось к двум одиноким красным палаткам, украшающим сквер у облсовета, и митингу против сноса памятников в области в день открытия учений.

Проехавшись по улицам Одессы в дни учений, заметить какую-либо протестную активность сложно. Кроме граффити: "НАТО - это фашизм", а также трех пикетов ПСПУ на самых оживленных перекрестках города о проходящих рядом учениях в Одессе ничто не напоминает.

Разведданные об условном противнике

"Наша главная задача на сегодняшний день - это не срыв учений. Сорвать мы их не можем и великолепно понимаем это. Мы следим за тем, чтобы не было отступлений от принятого парламентом плана. А если обнаружим нарушения, перекроем там дорогу и покажем всем, что власть действует незаконно", - рассказывает Соловенко по пути к протестному лагерю у въезда на полигон, где должна проходить активная фаза учений сухопутных сил.

По ее словам, у ПСПУ достаточно сторонников среди простых одесситов и тайных симпатизирующих в силовых структурах. Они рассказывают о перемещениях сил и планах командования. "Вчера получили информацию, что на полигон едут два "Урала", в одном могут быть американцы. Поехали навстречу. Не нашли. Тут, рядом с лагерем, останавливается "Лексус", и небедный такой мужчина рассказывает, что оба грузовика недалеко в поле сломались. Нашли их. Правда, американцев там не было, только наши солдатики. Стоят, в панике звонят начальству: "Нас обнаружили!" Так что и таким путем разведданные получаем", - дополняет депутат облсовета от ПСПУ Валерий Сергачев.

Три консервные банки

"Эти учения - муляж. И мы это докажем. Главный вопрос: где вся эта тысяча военных? Три консервные банки в порту не довод. Где вся команда? Ее не видно. Мы проверили все казармы - военных нет. Нет палаток на заявленных полигонах. Только автобусы с офицерами и журналистами. И в отличие от прошлого года, когда все мероприятия были открытыми, до сих пор всем показали только учебную пожарную тревогу на американском корабле, хотя речь идет об активной фазе.

А ведь на учения американцы выделяют огромные деньги. Они поступают на специальные счета минобороны. На что они тратятся, если учений не видно, хотя они и не секретные? Если что-то скрывается от общественности, значит, что-то и не в порядке финансово", - обосновала свою мысль Соловенко. При этом она в принципе не против "дешевых" командно-штабных учений ("пусть военные на компьютерах пощелкают"), но иностранцы с оружием "одесскую землю топтать не должны".

Секретный натовский пароль

Действительно, штаб учений, расположенный в Армянском переулке, рядом с одесским портом, не производит впечатления штаба межнациональных учений. Обычная военная часть с ветхими строениями, где вяло, по-летнему, течет служба. Иногда из КПП выйдет одинокий американский или турецкий офицер и пройдет мимо расслабленных милиционеров триста метров до порта, к кораблям.

Безрезультатно ожидая на КПП сотрудника пресс-центра учений, корреспондент "РГ" наблюдал такую картину: у ворот останавливается подержанная "Тойота", дежурный спрашивает пропуск, пропуска нет. Дежурный спрашивает: "К кому?" Водитель в гражданском отвечает короткой, но очень действенной матерной тирадой. Ворота перед машиной открываются. Вероятно, тот, кто сидел за рулем, произнес секретный пароль, приведенный в соответствие со стандартами НАТО.

В конце концов у ПСПУ есть и стратегические претензии к учениям. Во-первых, полигон в Черноморском находится в непосредственной близости от Одесского припортового завода, где хранятся сотни тонн аммиака. Случайная ракета, снаряд, пожар в степи или на складах - и могут быть сотни жертв.

Во-вторых, задается вопросом Соловенко: "Почему они не проводят учения во Львове: там лес, там их любят?" Видимо, считает она, здесь, на юге Украины, есть стратегически важная инфраструктура, включая нефтепровод "Одесса-Броды", которую стоит на всякий военный случай изучить подробно, на месте.

Наконец, смущает противников учений и участие Румынии, выдвинувшей не так давно территориальные претензии к Украине. "Пускать к себе военных из потенциально недружественной страны - это уже слишком", - полагают они.