Планы по ремонту дорог в Приангарье за полгода выполнены примерно наполовину, по содержанию дорог - на треть, построена пятая часть от запланированного. Такие цифры приводит Департамент градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области.
И хотя летние месяцы позволят отчасти наверстать упущенное, нехватка средств ставит под сомнение не то что развитие, а даже сохранение транспортной инфраструктуры в регионе. Около 80 процентов автодорог находятся в неудовлетворительном состоянии, 4 тысячи километров - в аварийном.
На тысячу квадратных метров территории в Приангарье приходится 12,6 километра трасс с твердым покрытием, в то время как в среднем по стране - 23,4 километра. Из-за плохого состояния за последние год-два около 50 километров асфальтированных дорог переведены в гравийные. До сих пор в области без постоянного автомобильного сообщения остаются около 200 населенных пунктов -- там действуют лишь зимники.
На три статьи - содержание, ремонт и строительство дорог -- из областного бюджета выделено в общей сложности менее 1,5 миллиарда рублей. Причем на ремонт приходится лишь около 95 миллионов рублей. Эти средства распределены по 14 объектам. Предполагается отремонтировать 6,2 километра дорог (это почти в десять раз меньше, чем в предыдущие годы), а также реконструировать "около 90 погонных метров мостовых переходов", то есть один мост.
Между тем, по словам Риты Низамовой, директора департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области, в 2007 прошлом году на эти цели было направлено более 300 миллионов рублей.
- Сегодня мы занимаемся в основном текущим ремонтом, хотя все дороги области нуждаются в капитальном. У нас с прошлого года остались незавершенные контракты на 285 миллионов рублей, - отметила Рита Низамова. - Надо изыскивать эти деньги, чтобы завершить работы и расплатиться с подрядчиками.
На содержание дорог в 2008 году в бюджете предусмотрено 754 миллиона рублей, на строительство - 698 миллионов. Цифры сопоставимы с прошлым годом, однако гораздо меньше реальных потребностей.
Парадоксально, но на фоне тотального дефицита в этой сфере не так давно были утверждены новые областные нормативы по содержанию дорог. Согласно им, в 2011 году на 1 километр дороги должно выделяться 465 тысяч рублей. К этим нормам переход будет поэтапный: в 2009 году они будут выполняться на 50 процентов. Это потребует 13,6 миллиарда рублей, в 2010 году - на 75 процентов (21,9 миллиарда). Однако сомнительно, чтобы бюджет сумел изыскать такие возможности.
Зато на федеральные дороги в регионе в 2008 году выделено в пять раз больше средств, чем в прошлом - около 1,5 миллиарда рублей, а в 2009 планируется получить 2,4 миллиарда. Благодаря этому удалось увеличить темпы строительства объездной трассы в Тайшете, и активизировать строительство пути в обход Иркутска. Однако выйти на плановые темпы теперь мешают юридические нюансы. И, прежде всего, проблемы с землеотводом. Поскольку трассы проходят по землям лесного фонда, то агентство лесного хозяйства Иркутской области должно выставить растущий на них лес на торги. Предприятие-победитель вырубит просеку, и только после этого можно приступать к строительству трассы. Несколько участков под Иркутском вообще находится в частной собственности, поэтому идут переговоры об их выкупе, а это, как показывает опыт строительства нового моста, может затянуться на годы.
Тем не менее, в следующем году планируется запустить движение в обход Тайшета. На 2012 год в планах стоит начало строительства обхода Усолья-Сибирского, на 2015 год - обхода Тулуна. Кроме того, в 2008 году предполагается отремонтировать два участка Автодороги "Вилюй", которую в прошлом году передали в федеральное подчинение.
А как у соседей?
Алтайский край
В дорожную отрасль Алтайского края в 2007 году поступило более четырех миллиардов рублей, почти половина их которых - средства федерального бюджета. Почти миллиард из этой суммы был направлен на реконструкцию федеральных трасс, полмиллиарда - на дороги регионального значения. Были отремонтированы сотни метров мостов, свыше 830 километров автотрасс.
В этом году на дороги Алтайского края из регионального бюджета выделяется 2,9 миллиарда рублей (с учетом федеральных - более четырех миллиардов). Планируется построить и отремонтировать около 700 километров автомобильных дорог, построить четыре моста, произвести ремонт 22 мостов. На улучшение качества покрытия дорог будет выделено 140 миллионов. 25 миллионов поступят в Рубцовск, 115 - в Барнаул. В сельские районы направляют 1, 261 миллиарда рублей, средства распределены между всеми 60 районами.
Продолжается реконструкция Чуйского тракта (федеральная трасса М-52) и автодороги федерального значения А-349 "Барнаул - Рубцовск - граница Республики Казахстан".
Кемеровская область
В Кузбасс поступило 565 миллионов рублей на строительство новых автодорог. Одна из них строится на юге области, в Горной Шории - от поселка Чугунаш до туристско-спортивного комплекса "Шерегеш". На продолжение ее строительства направлено 104 миллиона рублей. Два миллиона рублей пойдет на очередной этап строительства новой дороги "Горно-Алтайск-Телецкое озеро-Таштагол". Эта транспортная артерия позволит значительно увеличить туристический потенциал Горной Шории, так как создаст комфортные условия для проезда к любимым местам отдыха жителям Кузбасса, Алтая и других регионов.
Новосибирская область
По данным Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области, объемы финансирования дорожного хозяйства НСО только из областного бюджета в 2009 году увеличатся до 5,6 миллиарда рублей, что на 29 процентов больше, чем в 2008 году и более чем в два раза больше по сравнению с 2007 годом.
Однако количество средств, вложенных в развитие автотрасс, не отражается на их качестве. По словам президента общественной организации автовладельцев Алексея Сухорукова, большинство дорог в регионе "остаются кошмаром для водителей".
Сейчас в Новосибирской области идет проверка качества дорог, которую проводит управление Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу. Она еще не окончена, но уже сейчас есть основания говорить о множестве выявленных нарушений. Одним из самых распространенных дефектов является укладка полотна при температурах, недопустимых по строительным нормам и правилам.
Омская область
Омские дорожники второй год кряду с опаской поглядывают на календарь. Вроде бы работы у них хватает - мегаполис на берегах Иртыша вновь должен получить миллиардный транш на капитальную реконструкцию центральных магистралей. Однако чиновники из Росавтодора взяли за правило тянуть с выделением денег. В прошлом году работы на главных улицах Омска начались 20 сентября. Финиш пришелся на ту пору, когда свежий асфальт приходилось укладывать вместе с первым снегом.
Весной вскрылось немало недостатков. Подрядчики вновь принялись за работу.
- Мы насчитали 207 всевозможных дефектов, - сообщил директор департамента городского хозяйства городской администрации Владимир Потапов. - Брака избежать было фактически невозможно - сроки для выполнения работ оказались невероятно жесткими.
Тем не менее, жители региона считают, что качество дорог заметно улучшилось. Что подтверждается цифрами. По словам директор омского филиала ФГУ "Сибуправтодор" Олега Галкина, только в 2008 году на ремонт дорог его организация уже потратила около 800 миллионов рублей. Капитальному ремонту подверглись 27 километров дорожного полотна, чуть менее масштабные работы были проведены на участках общей протяженностью в 153 километра.