Местные власти обещают снести заборы на морских пляжах

Июль. Жара. Вы стремитесь к воде, но путь вам перекрывает грозная табличка "частная собственность" или "платный вход".

Что делать? Можно смело обращаться в прокуратуру. Водный кодекс России гарантирует свободный доступ к природным водоемам всем гражданам без исключения.

Кроме того, существует 20-метровая береговая зона общего пользования, на которой запрещено возводить любые постройки.

Но, вопреки этим строгостям, число платных пляжей на морских, речных и озерных берегах России растет с каждым годом. И на практике дела о "закрытом доступе к воде" редко из прокуратуры доходят до разбирательств в суде.

Причина - неопределенный статус прибрежных пляжных земель.

На Черноморском побережье России практически половина из 511 километров береговой линии сегодня занята санаториями, построенными еще при советской власти, но уже приватизированными и ставшими по сути частными. Все они огородили свои пляжи глухими заборами.

Кстати, санатории, профилактории, оздоровительные базы, детские лагеря еще в прошлом веке получили эксклюзивное право вести строительство в 20-метровой прибрежной зоне. Да и никто не отменял Закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Так что здесь заборы держатся на законах, которые перевешивают Водный кодекс. Все остальные пляжные земли в восьми городах России считаются "особо охраняемыми природными территориями".

Например в Сочи, Анапе, Туапсе, Геленджике, они вроде бы числятся в федеральной собственности, хотя давно уже сданы в аренду коммерсантам территориальными управлениями Росимущества. Но в этой "бухгалтерии", как уверяют местные чиновники, полная неразбериха. Типовых договоров на пляжный бизнес нет, да и арендаторы от сезона к сезону меняются. Так что никто не может их проконтролировать. И арендаторы, кто во что горазд, устанавливают свои порядки, собирая на городских пляжах неплохие "урожаи". Вход на сочинские городские пляжи остается бесплатным, но за лежаками очередь с пяти утра. Дамы кричат: "не загораживайте мне солнца", удобства оставляют желать лучшего, душ - если повезет. На платном никто не толпится, все работает, в том числе детские площадки с аниматорами. День удовольствия обходится на одного человека от 200 до 1000 рублей. Причем по сравнению с прошлым годом цены поднялись на 15-20 процентов.

Но в ближайшие годы ситуацию обещают радикально изменить. Правительство дало "добро" на передачу черноморских курортных прибрежных земель из федеральной собственности в муниципальную. Власти обещают, что, когда это произойдет, появится свободный и бесплатный доступ к морю, будут четко прописаны обязанности новых владельцев по использованию пляжной зоны. "Это поможет более интенсивно развивать наш внутренний туризм, - обнадежила "РГ" замруководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина. - И оттянет от Египта и Анталии значительный поток россиян, предпочитающих сегодня Анапе и Сочи заграничные пляжи".

Пилотный проект по передаче федерального берега муниципалитетам этим летом начался в Краснодарском крае на детском курорте Анапа.

Правда, мэр Анапы Анатолий Пахомов посетовал корреспонденту "РГ", что заключать договоры аренды на пляжные территории дали только на год. Однако теперь у города есть все основания устанавливать свои порядки и требовать их выполнения.

Первое, что сделала мэрия, объявила о том, что вход на муниципальные пляжи будет бесплатным для всех жителей и курортников. Это же условие, по словам мэра города, станет главным при проведении тендеров по выбору компаний, которые будут управлять пляжами. Правда, по его признанию, желающих работать в партнерстве с муниципальными властями частных арендаторов и инвесторов пока "считаные единицы". Причина? Отсутствие постоянных правил игры и малый срок договора. Они просят отдать им прибрежные земли в аренду хотя бы на 6-10 лет. Но для этого надо внести поправки почти в 26 федеральных законов. Этим сейчас и занимаются законодатели, сообщил мэр.

Без денег не плавать

Но если с морскими пляжами ситуация начинает проясняться, то с речными и озерными - пока полная неразбериха. Хотя два года назад по 131-му Федеральному закону городские пляжи перешли к муниципалитетам. Впрочем, пока местные власти управляют речными и озерными пляжами без особого успеха. При этом чиновники склонны объяснять ситуацию противоречивостью целой сотни нормативных документов, регулирующих "пляжные дела". Где-то городские пляжи эксплуатируют управления гидротехнических сооружений, где-то на них хозяйничают ОСВОДы (общества по спасению утопающих). Даже местные управления культуры время от времени протягивают к ним руку. Причем отдают берег бизнесу на условиях, не гарантирующих ни сохранность, ни безопасность, ни доступность пляжей.

Поэтому порой пребывание на "диких" пляжах куда предпочтительнее организованных. Например, в Кемеровской области на три миллиона человек только 11 пляжей, официально разрешенных для эксплуатации. В областном центре есть две зоны отдыха у воды, которые находятся в аренде у частников. Купаться нельзя - вода грязная. Но для пикника место вполне пригодное. Аренда беседки на берегу стоит 300 рублей, стоянка автомобиля - 100-150, лежак - 50. С прошлого года услуги подорожали на 50 процентов. Но этот прейскурант большинству жителям Кемерово не по карману.

Из шести организованных пляжей, расположенных в городской черте Новосибирска, два являются муниципальными, остальные - в частной аренде. Правда, здесь песок и вода остаются бесплатными, но за въезд на машине придется заплатить 100-150 рублей. А вот в Перми всеми пятью городскими пляжами заправляет муниципалитет и они бесплатные. Тем не менее многие жители краевого центра предпочитают "дикие" места для купания. Пять даже очень современных пляжей для города с миллионным населением - это очень мало. Впрочем, в Иркутске нет и такого выбора, практически все места отдыха у воды здесь стихийные. По официальным данным, в городе нет ни одного муниципального пляжа - в лучшем случае они появятся лишь к следующему лету. Но один пляж в аренде у частников уже есть. Входной билет стоит 300 рублей в будни и 500 - по выходным. По сравнению с прошлым годом цены выросли почти в два раза.

На берег только с прокурором

Конечно, все эти проблемы можно списать на то, что пляжи муниципалитетам передали всего два года назад. И добиться больших успехов в их обустройстве они просто не успели. Но местным властям, похоже, что-то сильно мешало разобраться с платными пляжами. Они, еще раз напомним, вне закона, если перекрывают доступ к берегу и воде. И жителям Самары в прошлом году удалось доказать, что Водный кодекс действует и на территории Самары. Администрация города передала место отдыха десятков тысяч горожан в аренду развлекательному комплексу. Самарцы обратились в прокуратуру, и берег снова стал доступен всем. При этом большинство горожан считают, что бизнес должен начинать на "диких" пляжах, а не приходить на готовенькое.

Но у предпринимателей - свои расчеты. Пляжный бизнес в России, если это не морской берег, дело капризное, учитывая, что купальный сезон длится недолго. "Более полумиллиона рублей в месяц уходит только на поддержание чистоты, - раскрыл свои расходы "РГ" директор одного из платных пляжей Череповца Юрий Баранов. - А еще необходимо поставить ограждение, нужен медпункт. Один забор стоит сегодня около миллиона рублей. Но даже на входных билетах сложно окупить все эти затраты за два сезона. Пляж начинает окупаться, по моим расчетам, лет через шесть". Напрягает бизнесменов и то, что для пляжного бизнеса в России нет законодательно закрепленных правил игры. И предприниматели рискуют потерять аренду в любую минуту.

Однако в Ростуризме не считают, что в России надо принимать отдельный закон "О пляжах". "Вряд ли здесь нужна такая зарегулированность", - замечает Надежда Назина. С этого года, по ее словам, в России начала действовать добровольная система классификации пляжей. Это нечто похожее на "звездочность" гостиниц по набору гарантированных услуг. Но, по данным Назиной, из нескольких тысяч российских пляжей решились "сдать на классность" всего лишь четыре, да и то на море - в Анапе и Геленджике. Система-то добровольная. Так что вряд ли она сможет радикально изменить ситуацию на речных и озерных берегах.

КОММЕНТАРИИ

Рустэм Хамитов,
руководитель Росводресурсов:

- Новый Водный кодекс РФ "разорвал" связь между водоемом и берегом: вода в реке или озере "подчинена" водному законодательству, а вот берег, в том числе прибрежная защитная полоса и водоохранная зона, подпадают под юрисдикцию Земельного, Градостроительного кодексов и ряда других "сухопутных" законов. Для улучшения самочувствия рек и озер, обеспечения их чистоты абсолютно необходимо право, подтверждающее единство дна, берега и воды, ведь это на самом деле общая природная, экологическая система. При таком единстве системы коммерсанты от пляжного бизнеса должны были бы заботиться и о водоемах, и их обязывали бы обследовать дно, обеспечивать чистоту и порядок на берегу и выполнять многое другое, чтобы сохранить водоем от загрязнения.

Далее. Загораживать доступ к воде нельзя. Сегодня огромное количество жалоб со всей страны поступает в наше агентство о том, что прохода к воде нет - заборы! Безусловно, правоохранительные структуры в этих вопросах должны быть на страже закона, защищать людей. Эти процессы надо инициировать нашим согражданам, общественным организациям: обращаться в суды и прокуратуры. Увы, других путей нет.

Геннадий Онищенко,
главный государственный санитарный врач России:

- Будущее пляжного отдыха в стране, как и платных дорог, во взаимовыгодном частно-государственном партнерстве. Те, у кого есть деньги, должны иметь возможность пользоваться пляжами с высоким уровнем комфорта.

Но значительная часть россиян не может позволить себе отдых на дорогих и хорошо оборудованных платных пляжах. Значит, рядом должны быть не уступающие им по набору бесплатных услуг общедоступные безопасные муниципальные пляжи. Сейчас же ситуация является средоточием беспредела предпринимателей, равно как и административного произвола.