Минфин выступил против проведения новой налоговой амнистии

Законопроект о проведении второго этапа налоговой амнистии не получил поддержки минфина, но, возможно, будет внесен в Госдуму депутатами "Единой России". Об этом сообщил председатель "Деловой России" Борис Титов. Напомним, что инициатива бизнес-сообщества о проведении новой амнистии предусматривает отпущение грехов не для физических, а для юридических лиц. По оценке "Деловой России", амнистия позволит легализовать 25 процентов российского бизнеса.

С 1 марта 2007 года по 1 января 2008 года в России уже проводилась налоговая амнистия. Уплатив декларационный платеж в размере 13 процентов с "обеляемой" суммы, гражданин мог обезопасить себя от претензий со стороны налоговых органов. Этот шаг, по мнению бизнесменов, был важным, но недостаточным, поскольку физлица, принявшие участие в ней, тем не менее могут быть обвинены в нарушениях, сопутствующих налоговым. Например, в нарушениях таможенного законодательства.

В рамках налоговой амнистии для юрлиц предполагается разрешить уплатить ранее невыплаченные налоги по ставке 13 процентов тем компаниям, которые добровольно задекларируют доходы и активы. Кроме того, освободить менеджеров и руководителей компании от административной и уголовной ответственности. Предполагается, что амнистия распространится на нарушения, допущенные до 1 января 2007 года, в отношении уплаты НДС, налога на прибыль, НДПИ. Амнистия не будет распространяться на ЕСН и НДФЛ.

Минфин считает проведение второго этапа налоговой амнистии нецелесообразным. "Это разовая акция, которая хороша лишь при определенных обстоятельствах. Государство говорит: мы снижаем налоги, упрощаем правила игры, но с этого момента налоговый контроль становится более жестким, а чтобы граждане не боялись, проводим амнистию. Кроме того, по закону глубина налоговой проверки не может превысить 3 лет. Поэтому самые темные годы российской истории фактически уже закрыты для налоговых органов", - заявил зам министра Сергей Шаталов. Однако налоговые "скелеты из шкафа" все-таки могут доставить предпринимателям немало проблем. Напомним, что в рамках уголовного преследования сроки давности составляют до 10 лет.

 

Примите участие в опросе читателей "Российской бизнес-газеты"


Эксперты с осторожностью говорят о перспективах законопроекта. Если рассматривать со стороны интересов государства, то любые полученные в бюджет дополнительные средства - это положительный момент. Если об экономике, легализация повышает уровень стабильности определенных кругов бизнеса - тоже положительный фактор. Все остальное достаточно сомнительно, считает начальник отдела бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ "BKR-Интерком- Аудит" Андрей Приходько.

На повышении эффективности работы контролирующих органов легализация может и не сказаться в силу того, что после уплаты декларационного платежа за легализацию лицо не дает гарантий воздерживаться от подобных противоправных действий в будущем. Кроме того, деление лиц на заплативших платеж и незаплативших "белых ворон" может вызвать негативные последствия для последних, независимо от того, есть ли у них "грехи" за душщй или нет.

Что касается результата от проведения подобного меро приятия, то пока об этом судить очень рано, так как во многом это зависит от реализации процедуры легализации. Если процедура будет схожей с тем механизмом, который применялся в 2007 году, то, конечно, особых результатов ждать не приходится. Кроме того, по мнению эксперта, законопроект совершенно сырой и нуждается в доработке. Шесть статей на двух листах не создают четкого и прозрачного механизма для реализации целей этого мероприятия. Кроме того, непонятно, в связи с чем должны освобождаться от ответственности лица, не уплатившие налоги по таким статьям УК РФ, как 174-я (легализация денежных средств, приобретенных преступным путем), 173-я (лжепредпринимательство), 188-я (контрабанда), 193-я (невозвращение из-за границы средств в валюте), 194-я (уклонение от таможенных платежей), 327-я (подделка, изготовление и сбыт поддельных документов). Деяния, предусмотренные этими статьями УК РФ, совершенно не связаны с уплатой налогов, по этому в сегодняшнем состоянии законопроект напоминает "индульгенцию" от всех прошлых "грехов" бизнеса.

Теневой сектор российской экономики (млрд. руб.)