22.07.2008 04:00
    Поделиться

    Борис Грызлов: Более половины населения России живет в аварийных домах

    Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем остается одной из наиболее острых проблем, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь миллионов семей.

    Масштаб этой проблемы отражен в президентском Послании Федеральному Собранию за 2007 год, в котором, в частности, говорится: "Из 3 миллиардов квадратных метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Некоторые дома не ремонтировались: не за последние 15 лет - по 40-50 лет не ремонтировались. Поэтому мы наблюдаем тревожную тенденцию постоянного увеличения объемов ветхого жилья. Сегодня объем ветхого жилья по стране составляет 93 миллиона квадратных метров, из них аварийного - более 11 миллионов квадратных метров; 11,2 миллиона, если быть точнее. Вот таков масштаб этого, без всякого преувеличения, бедствия - по-другому и не скажешь".

    Другими словами, более половины населения России живет в условиях, не отвечающих требованиям благоустройства и комфортности.

    Мы приступили к решению проблем. Целый комплекс мер государственной поддержки реализуется в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Федеральным законом создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выделяются значительные средства - 100 миллиардов рублей на переселение граждан из аварийного фонда, 150 миллиардов рублей - на капитальный ремонт.

    Тем не менее приходится констатировать, что переломных сдвигов пока еще не произошло. Слишком большой груз проблем организационного, технологического, финансового характера за десятилетия накопился в этой сфере.

    Напомню, что реформа жилищно-коммунального хозяйства в России практически началась в 1991 году с момента принятия закона о приватизации жилищного фонда. Закон декларировал, что граждане, решившие стать собственниками своего жилья, не только получают возможность владеть, управлять и распоряжаться этим имуществом, но и принимают на себя ответственность по его содержанию. Тем самым изменялась юридическая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы.

    С принятием закона начался постепенный переход всей отрасли на рельсы рыночных отношений с постановкой задачи ее быстрого перевода на полную окупаемость. Однако жизнь скоро показала, что население не в состоянии нести такую финансовую нагрузку. Кроме того, повышение тарифов по ЖКХ в 90-х годах, к сожалению, не приводило к повышению качества предоставляемых услуг.

    Тем не менее процесс приватизации квартир шел нарастающим темпом. В результате в частной собственности сегодня оказалось до 80% всего жилищного фонда.

    К настоящему времени сложилось четкое понимание, что нельзя перекладывать проблемы реформирования отрасли на граждан.

    Так, принципиальным является вопрос об организации крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в таких областях, как водоснабжение и канализация, теплоснабжение, энергосбережение, утилизация отходов, строительство и содержание дорог. Здесь будут востребованы механизмы государственно-частного партнерства, концессии. Задача по организации таких крупных проектов может лежать только на государственных структурах и в какой-то мере на муниципальных органах.

    Особый вопрос - качество управления зданиями, находящимися в общедолевой собственности. Понятно, что управление жилищным имуществом требует профессионализма. Вместе с тем корпус управляющих компаний в жилищной сфере пока еще не сформирован, а значит, нет и нормальной конкуренции между ними. Более того, здесь возникает опасность появления как недобросовестных, так и некомпетентных управляющих компаний.

    Структуры в виде ДЭЗов, РЭУ, ЖЭУ, РЭП и др. сегодня нуждаются в серьезной модернизации, поскольку сложившаяся практика их работы часто уже не соответствует современным требованиям. Например, до сих пор в этих организациях делается упор на использование в своем штате специалистов требуемых профилей, в то время как мировая практика рекомендует ориентироваться на небольшие специализированные предприятия, занимающиеся уборкой территорий, подъездов, содержанием зеленых насаждений, предоставляющие услуги по содержанию электрического хозяйства. К сожалению, бизнес, представленный такими малыми предприятиями, пока еще также недостаточно сформирован и слабо задействован в системе ЖКХ.

    И отдельно - о финансовых масштабах стоящих задач. При существующих расценках на капитальный ремонт 10-12 тысяч рублей на 1 квадратный метр для приведения в порядок 1,5 миллиарда квадратных метров жилья, требующего ремонта в России, потребовалось бы порядка 15 триллионов рублей. Очевидно, что даже нынешние существенные вливания в сферу ЖКХ не позволят обеспечить ее кардинального оздоровления только за счет федерального и местных бюджетов. То есть мы вновь возвращаемся к необходимости инструментов государственно-частного партнерства.

    Вот далеко не все проблемы, которые характеризуют ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в российском ЖКХ. Возможность их решения видится прежде всего в использовании новых инновационных подходов и методов с опорой на самый передовой отечественный - правда, пока еще скромный - и оправдавший себя международный опыт.

    Проблемы, за решение которых мы взялись, не являются уникальными. Россия не единственное государство, испытывающее трудности с приведением в порядок своего жилищного фонда. Здесь мог бы быть востребован, например, опыт Германии, связанный с проведением санации жилья на территории бывшей ГДР.

    Самое важное, что мы должны вынести из изучения зарубежного опыта, это то, что существующие проблемы решаемы. Но для этого нужны координация усилий органов власти всех уровней, разумное и прозрачное распределение финансовых средств, общественный контроль. И последние принятые решения - такие, как федеральный закон о создании государственного фонда содействия жилищному строительству, - исходят именно из этих принципов.

    Поделиться