Недавно внимание чиновников авиационной отрасли было обращено на расширенное заседание коллегии Росавиации, где одним из вопросов стал вопрос повышения эффективности системы топливообеспечения в гражданской авиации России.
По этому поводу особо свою позицию высказал заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов. Он считает, что "авиакеросином необходимо торговать на специализированной бирже и бороться с монополизмом, который де-факто существует". По его мнению, возможна передача Федеральной службе по тарифам функций по формированию и утверждению тарифов на услуги ТЗК.
Примите участие в опросе читателей "Российской бизнес-газеты"
Кстати, на сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разобралась с ростом цен на авиакеросин, который волнует ее уже целый месяц. Так, в середине июня цены на топливо в российских аэропортах стали выше, чем в Западной Европе, в результате снижения европейских топливных котировок на фоне роста отпускных цен на авиакеросин в России. По мнению ФАС, в подорожании авиакеросина виноваты пять крупнейших российских нефтекомпаний. Причем ФАС сообщила о возбуждении дел в отношении этих нефтекомпаний. Служба считает, что они злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке, устанавливая монопольно высокие цены на авиакеросин и дизельное топливо. Всего в 2007 году в России было произведено 9 миллионов тонн авиакеросина, из которых на долю пяти крупнейших нефтекомпаний приходится 7,5 миллиона тонн. Дизтоплива было произведено 66,35 миллиона тонн (48 миллионов тонн).
В свою очередь глава Росавиации Евгений Бачурин подчеркнул, что необходимо перейти от услуги ТЗ к разделению услуги ТЗК: заправки в т.н. "крыло" и услуги по хранению авиакеросина. И на данные услуги необходимо ввести услуги госрегулирования. Кроме того, в вопросе госрегулирования необходимо ввести два норматива, которые помогут избежать кризисных ситуаций. Первый - это введение норматива на минимальный неснижаемый запас. Второй - установить норматив для обеспечения беспрепятственного доступа участников рынка к этой инфраструктуре, поскольку в ряде случаев емкости в аэропортах не соответствуют требованиям и тем объемам перевозок, которые сегодня аэропорты выполняют, сообщила пресс-служба Минтранса России.
Кроме того на коллегии Рос авиации Евгений Бачурин напомнил про федеральный закон, появившейся еще осенью 2007 года, который определяет механизмы и порядок передачи аэропортов и аэродромов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. По этому закону передаче подлежат все аэродромы и аэропорты, которые не вошли в список аэродромов федерального значения.
При передаче в собственность субъектов РФ имущество аэропортов и объекты единой системы организации воздушного движения не подлежат передаче. Кроме того, органы власти субъекта РФ после получения аэропорта в собственность не вправе без согласования с Росавиацией осуществлять перепрофилирование или прекращение деятельности эксплуатации аэропорта или аэродрома, переданных в собственность субъектов РФ, а также иные действия, которые могут привести к нецелевому его использованию.
Евгений Бачурин отметил, что в настоящее время минтранс и Росавиация готовят предложения в Правительство РФ по введению возможной передачи аэродромов федерального значения в собственность субъектов РФ с единственным условием - сохранения их в государственной собственности.
По состоянию на конец июня 2008 года в Росавиацию поступило 18 обращений от субъектов РФ. При этом не все субъекты готовы принимать в свою собственность полосы, учитывая, что данная процедура требует больших вложений со стороны субъектов РФ. "Однако ряд субъектов уже готовы принять и полосы, и аэродромы", - сообщил руководитель Росавиации.