22.07.2008 02:00
    Поделиться

    В профучилищах России наблюдается дефицит абитуриентов

    План по набору в ПТУ в Хабаровском крае не выполняется уже несколько лет. При том, что потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах в регионе огромна - иначе с чего бы планировалось завезти на Дальний Восток тысячи трудовых мигрантов?

    - Малый спрос связан, во-первых, с уменьшением числа выпускников девятых классов, а во-вторых, с тем, что 90 процентов окончивших школу, сразу метят в институты, - говорит заместитель министра образования Хабаровского края Анатолий Левченко.

    Нынче в систему профтехобразования края запланировано принять примерно столько же абитуриентов, сколько и в институты - 4500 человек. Ситуация на первый взгляд драматическая. Весной у ворот ПТУ стояли в очереди работодатели: дайте хороших ребят! На бирже труда тоже несколько лет не меняют таблички: постоянно требуются токари, слесари, строители, механики, водители... Но народная волна в июле обтекает училища.

    Абитуриентский ажиотаж сегодня на абсолютно другие профессии: стоматолог (плата за обучение 79 тысяч рублей), переводчик (54 тысячи). На одно место в академии госслужбы (профессия - чиновник) претендуют аж 18 человек! Кто виноват в этом перекосе? "Экономика", - убеждены родители. "Родители", - считают в министерстве образования. - Они не видят очевидного: в крае переизбыток "белых воротничков" и сейчас самое время занимать " рабочую нишу" - потом может возникнуть конкуренция.

    Идти в ПТУ - заранее записать себя в лузеры - с этим стойким убеждением бороться непросто, говорят работники профтехобразования. По мнению многих родителей, среднестатистический пэтэушник - это, как правило, недоучившийся выпускник сельской или окраинной школы, редко имеющий обоих родителей, малообеспеченный, "отпетый". Оказаться в их числе - все равно что признать себя представителем социально низких слоев населения.

    - А зачем жилы рвать? - недоумевает 17-летний Артур. Он только что подал документы в хабаровское училище N 40 на специальность "машинист строительных и дорожных машин". - У меня дядя на скрепере работает, с этой профессией сейчас на строительстве трассы Лидога - Ванино получают по сорок тысяч рублей. Только говорят, в училище не так много мест осталось...

    Пришлось уточнить: правда ли? Оказалось, да. Училище выиграло грант, победило в нацпроекте, и теперь здесь укомплектовались таким оборудованием, какое еще и не на всяком производстве найдешь.

    Занятия по механике проходят в классе, оборудованном по последнему слову техники. Каждый студент сидит за персональным компьютером, а преподаватель наглядно демонстрирует учебные материалы на интерактивной доске. В соседнем кабинете группа обучается вождению на специальных тренажерах. Кресло, руль, педали от настоящего автомобиля подключены к компьютеру.

    Сажусь в виртуальный автомобиль. Все как положено. Руль. Коробка передач. Педали. Включаю компьютер - появляется дорога. Ехать не могу, программа сигнализирует: не пристегнута!

    По словам директора училища Ивана Пученкина, после покупки такой техники в училище редко кто из ребят прогуливает занятия. Им интересно. Еще приобрели мультимедийное и диагностическое оборудование, пять единиц импортной дорожной техники. Закончил вроде одну специальность, а набор "корочек" - на целый механизированный отряд: хочешь - работай трактористом, хочешь - садись на каток, бульдозер или экскаватор.

    - Постепенно молодые люди прозревают, видя, что спрос на рабочих есть, - говорит директор. - Хорошему спецу для начала платят 20-30 тысяч рублей, а дальше потолок не ограничен. Не скрою, многих ребят до сих пор влекут в училища их социальные функции: стипендия (с 1 сентября с учетом надбавок она составит 760 рублей в месяц), ежедневное питание на 30 рублей, льготы на проезд. Поэтому у нас учится сто сирот. Но маятник качнулся. Рынок свое возьмет.

    Финансирование в училищах, заметил директор, уже достаточное. Тревога у него совсем по иному поводу: система профтехобразования до сих пор живет по сталинским ФЗУ-шным меркам. Разве можно учить современного рабочего по нормативам совнаркома? А каков статус мастера? Если это суперспец и ас в своем деле плюс педагог, то почему его зарплата - всего лишь треть от заработка рабочего такой же специальности?

    - Боюсь, через 5-7 лет наших ребят учить будет некому, - сказал Иван Пученкин. - Пока не поздно, надо делать профтехобразование легитимным, а не отдельной системой "сбоку припеку", и выводить мастеров на новый уровень.

    Получив полномочия по содержанию начального профессионального образования, в крае тут же прикинули бюджетные расходы. Дороговато! Некоторые специальности вовсе убрали, некоторые перевели на коммерческую основу - например, парикмахерское дело. Провели оптимизацию. В итоге вместо 24 учебных профессиональных заведений осталось 16. Часть училищ закрыли, часть - укрупнили, соединив в учебные комплексы - такие, как у Пученкина. Отныне пять профессиональных училищ станут базовыми, а для предприятий края создаются два ресурсных центра.

    Поделиться