22.07.2008 01:55
    Поделиться

    Тамбовские чиновники раскрыли секреты предстоящего укрупнения школ области

    В Тамбове состоялись публичные слушания по модернизации системы среднего образования. Чиновники представили проект укрупнения школ области. Однако и педагоги, и родители учеников с настороженностью отнеслись к предстоящей реструктуризации, которая, как они считают, в последнюю очередь учитывает их интересы. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

    Учебная встряска

    Как уже ранее сообщала "РГ" (23 апреля с.г.), процесс модернизации среднего образования в Тамбовской области приобрел скандальный характер. Учителя и родители школьников активно выступали против нововведений в форме закрытия школ. Однако диалог с местными чиновниками от образования у них не получался. И вот в конце прошлой недели состоялись публичные слушания "Об утверждении примерного плана основных мероприятий по подготовке и проведению реструктуризации сети муниципальных общеобразовательных учреждений города Тамбова на 2008-2012 годы". Депутаты вроде бы учли мнения всех участников образовательного процесса, "взяли на карандаш" возможные социальные последствия реформы в системе образования. Руководитель городского образовательного ведомства Нонна Буйло на публичных слушаниях уверяла учителей, что модернизация будет сопряжена с предстоящим ростом зарплаты, обязательным трудоустройством преподавателей, попавших под "оптимизацию", а также снижением нагрузок на учителей в системе дополнительного образования.

    Начальник областного управления образования и науки Наталья Астафьева, выступившая на слушаниях как эксперт, необходимость модернизации объяснила глобальными социальными причинами: кризисом патриотизма, нравственной деградацией общества, разрушительным влиянием на молодое поколение телевидения, алкоголя, наркотиков. Из ее слов следовало, что если систему образование не изменить, то общество погибнет в грехе и пороке, поэтому его необходимо "встряхнуть" очередной реформой.

    Каждому по статусу

    Так, Тамбовская гимназия № 7 с углубленным изучением французского языка в процессе модернизации будет поделена на собственно гимназию № 7 и гимназию имени святителя Питирима, епископа Тамбовского. Еще шесть общеобразовательных школ предполагается слить в три МОУ СОШ. В результате все школы города в зависимости от специализации получат новые титулы и войдут в четыре школьных округа - Западный, Северный, Центральный и Южный. Наиболее оснащенные школы обретут статус ресурсных центров - в них дети будут получать наиболее разностороннее образование. А если СОШ не отличается высоким уровнем образования, но она удобно расположена, то в ней будет реализована модель учебного учреждения полного дня. Школы, где в старших классах учится не менее ста ребят, станут называться базовыми, и в них будет практиковаться профильное обучение. Остальные школы, статус которых определить трудно, с легкой руки чиновников станут микрорайонообразующими и социокультурными центрами.

    При знакомстве с проектом не покидает ощущение, что "школьные пакеты" формировались в кабинетной тиши без опоры на традиции, а интересы учеников и их родителей, если и учитывались, то в последнюю очередь. Так, депутат областной Думы Павел Плотников заявил, что он не против реформирования, но оно должно преследовать четкие цели. И предложил доработать план модернизации с обоснованием для каждой школы. Однако в таком случае придется учитывать особенности каждого учебного заведения, что может нарушить эскизные проекты модернизации. Поэтому инициативу коллеги депутаты оставили без рассмотрения.

    Если без пафоса

    Предстоящая модернизация, если называть вещи своими именами, предполагает ликвидацию одних школ и укрупнение других. Поэтому грядущие новации настороженно встретили педагоги всех школ. И чтобы придать процессу видимость справедливости, чиновники решили проводить "секвестирование" по результатам ЕГЭ.

    Всего ЕГЭ в этом году сдали 2209 выпускников тамбовских школ, что составляет 98,3 процента от общего числа тамбовчан, получивших среднее образование в муниципальных образовательных учреждениях города. Сдавать в форме ЕГЭ русский язык и математику было обязательным условием. Экзамены показали, что с математикой у выпускников дела обстоят неважно - средний балл по этому предмету оказался равен 3,5, а 15 процентов старшеклассников получили по математике "двойку". С русским языком дела получше: средний балл - 3,9, две трети выпускников сдали экзамены на "четыре" и "пять". Пятеро тамбовских лицеистов набрали максимально возможные сто баллов.

    Словом, картина получилась пестрая. И какую методику ни применяй, разделить школы на "хорошие" и "плохие" весьма затруднительно. Поэтому попытки назначить "плохих" вызвали обоснованные протесты, а городские власти и образовательные ведомства с некоторым опозданием всерьез взялись за разъяснительную работу среди горожан.

    В заключение слушаний чиновники, наконец-то, внятно объяснили, что необходимость "большой школьной перемены" вызвана финансовыми проблемами. В одних школах учеников избыток, в других - классы пустуют, что приводит к перекосам при получении средств на содержание школ, на зарплату учителям. Вот, собственно, и вся модернизация, если без пафоса, а по сути дела…
    Поделиться