22.07.2008 03:48
    Поделиться

    В Ростовской области ежегодно насчитывается до 500 малышей, оставленных матерями в роддомах

    Администрация области рекомендовала главам муниципальных образований рассмотреть возможность финансирования в своих лечебно-профилактических учреждениях социальных коек для детей, которых оставили в роддоме нерадивые матери. Четыре района уже приняли такие меры. Однако проблема остается: число отказных детей не уменьшается, и большая часть их вынуждена жить в обычной больнице месяцами.

    Жизнь шестимесячного Миши - затянувшийся "день сурка". Деревянные прутья кроватки, симпатичная мордочка кошки на свежевыкрашенной больничной стене, нянечки, которые меняют подгузники, умывают и кормят. И никаких тебе прогулок, игрушек, колыбельных. В Ростовской области ежегодно насчитывается до 500 таких малышей. Медицинский персонал называет их "безмамными".

    В детской городской больнице N1 в отделении для детей младшего возраста сейчас находятся семь пациентов из числа "отказных". С виду две сиротские палаты ничем не отличаются - такие же светлые стены, металлопластиковые окна, закрытые современными жалюзи, новые кроватки. И все же разница есть. В соседних палатах слышны голоса - там мамы разговаривают со своими чадами, читают книжки, собирают их на прогулку в зеленый дворик, оборудованный качелями. У "безмамных" тихо. Время здесь как будто остановилось. Хотя на часах уже 10, многие малютки спят. Те, кто постарше, стоят в кроватках и через стеклянную дверь с любопытством разглядывают проходящих мимо взрослых. По сути, это единственное их развлечение. Когда мы заходим в палату, они оживляются. Радости нет предела, когда фотограф достает свою камеру и начинает сверкать вспышкой. Обычно дети пугаются, а эти - нет, наоборот, смеются, радуются как какому-то чуду.

    - Вы уж напишите, что мы стараемся, у нас чисто, детки одеты, помыты, сыты, - напутствует меня главный врач больницы Татьяна Нестерович. - В обеих палатах круглосуточно дежурят две санитарки. Хотя с кадрами тяжело, мы смогли изыскать внутренние резервы.

    Больше половины матерей, не желающих воспитывать свое потомство, официально оформляют отказ от ребенка сразу после родов. Если ребенок не нуждается в особом уходе, он остается в детском отделении роддома в течение семи дней, а затем направляется в детское отделение патологии новорожденных. Там в течение 21 дня его должны досконально обследовать, провести все необходимые лабораторные и функциональные исследования. Пока врачи занимаются его здоровьем, территориальные органы опеки заполняют анкету и ищут ему приемную семью или опекунов. Если в течение месяца решить этот вопрос не удается, сведения о малыше заносят в региональный банк данных. Его самого ставят в очередь на помещение в дом ребенка.

    Однако 40 процентов матерей просто сбегают из роддома, не оставляя о себе никаких сведений. Их отпрыскам приходится труднее всего, потому что формально они не существуют. У них нет даже имени, не то что свидетельства о рождении. Раз нет правового статуса - нет возможности направить его в дом ребенка или тем более на усыновление. Пока милиция ищет нерадивую мамашу, пока суд принимает решение о лишении ее родительских прав, проходят долгие месяцы, которые ребенок проводит в больнице. На правах обычного больного, без скидки на возраст и отсутствие посетителей.

    Малыши проводят круглые сутки наедине с собой, в больничных палатах, а в дом ребенка поступают с диагнозом "задержка психического развития"

    Другими словами, за ним организуют лишь минимальный уход, следят, чтобы он был одет, накормлен и чист. В обязанности больницы, конечно, не входит чтение детям книжек, игры и прогулки. А ведь эмоциональная подпитка им нужна не меньше овощей, фруктов и соков. Малыши проводят круглые сутки наедине с собой, в больничных палатах, а в дом ребенка поступают с диагнозом "задержка психического развития".

    - Дело вовсе не в черствости персонала, а в сложившейся системе, - поясняет Татьяна, волонтер, которая занимается проблемой "отказников". - В действующем законодательстве про данную категорию детей нет ни строчки. Медицинский персонал выкручивается как может, но материально-технических средств не хватает. Какие могут быть прогулки, если нет колясок? В некоторых больницах на смену на 8 детей выдается 4 подгузника. Влажных салфеток нет и в помине. Моют детей мылом, которое сильно сушит кожу. Ощущается дефицит трусиков, распашонок. По сравнению с больницей дом ребенка - просто рай.

    Сбором вещей первой необходимости в рамках специальных акций и передачей их в больницы в Ростове занимается сразу несколько благотворительных организаций. За каждым лечебным заведением закреплены кураторы. Также они принимают участие в устройстве детей в семьи - выпускают постеры и открытки с фотографиями деток, нуждающихся в опеке, которые затем размещаются на специальных стендах в кафе, кинотеатрах, торговых комплексах.

    Но и этим помощь не исчерпывается. Благотворительные организации готовы оплачивать из своих денег дополнительные ставки для санитарок, которые бы дежурили у "безмамных" деток, лишний раз пеленали их, брали на руки, но такой механизм нигде не прописан. Больницы и рады пустить на свою территорию добровольцев, но на каком основании? В результате некоторые главные врачи ростовских больниц на собственный страх и риск позволили организовать посты сестер милосердия, которые в штате не числятся, а зарплату получают от частных спонсоров. Другие руководители больниц продолжают обходиться собственными силами и противятся любой помощи со стороны волонтеров.

    - Никакого дополнительного финансирования на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениям здравоохранения не предусмотрено, - подтверждает Лидия Черкашина, специалист отдела охраны здоровья женщин и детей министерства здравоохранения Ростовской области. - Если ребенок болен (а среди "безмамных" 70 процентов с врожденной патологией), то счета больницы за пролеченных пациентов оплачивает страховая компания по системе ОМС. Если же он здоров - то учреждение вообще не получает ни копейки. В этом случае пребывание ребенка компенсируется за счет резервного фонда больницы.

    В прошлом году в роддомах Ростовской области было оформлено 456 отказов от детей. Коечная мощность семи домов ребенка региона - 475 койко-мест. Вот и сравните.

    Недостает мест в детских домах. По официальным данным, сейчас в состоянии ожидания пребывают 11 воспитанников домов ребенка, которым уже исполнилось четыре года.

    Нельзя сказать, что власти не решают данную проблему. На базе существующего детского дома в Волгодонске в этом году организована группа для малышей от 1 месяца до 3 лет. Запланировано строительство нового дома ребенка в Ростове на 120 мест. Сейчас выбирается участок земли под него. И все же по-прежнему без ответа остается вопрос правового статуса отказных новорожденных, их социальных гарантий. Но без законодательной инициативы тут не обойтись.

    Поделиться