22.07.2008 03:39
    Поделиться

    Сергей Курышев: Даже муляж видеокамеры дисциплинирует водителей

    Госавтоинспекция Южного Урала наконец обрела нового руководителя. Им стал Сергей Курышев, до последнего времени отвечавший в ГИБДД области за экзаменационно-регистрационную деятельность и технический надзор. Свое первое интервью в новой должности Сергей Валерьевич дал "Российской газете". На "Деловом завтраке" в Челябинском филиале "РГ" он рассказал об успехах новой системы видеонаблюдения, коррупции в рядах ДПС, о времени и о себе.

    Точечный удар

    Российская газета: Сергей Валерьевич, среди водителей ходит множество слухов о местах установки видеокамер. На каких все-таки дорогах за порядком следит "большой брат"?

    Сергей Курышев: В Челябинске сегодня работают три комплекса видеонаблюдения, контролирующие дорожное движение. Один - на автодороге "Меридиан", на участке пересечения с мостом, связывающим Советский и Ленинский районы. Другой - на улице Братьев Кашириных, в районе пересечения со Свердловским проспектом. И третий - на перекрестке того же Свердловского проспекта с улицей Автодорожной, в народе именуемом "лакокраской". Комплекс видеонаблюдения смонтированный в центре города, на перекрестке проспекта Ленина и улицы Российской, пока работает в тестовом режиме.

    Пока эти камеры настроены лишь на выявление превышений скоростного режима. Автоматическая фиксация остальных нарушений: выезда на полосу встречного движения, проезда на запрещающий сигнал светофора и прочих - начнется после доработки программного обеспечения. Кроме того, вскоре камеры смогут по госномерам распознавать машины, находящиеся в розыске.

    Первая загородная точка видеонаблюдения запущена на автодороге М5, в районе Новосинеглазовского моста. В настоящее время завершен конкурс на производство и установку на этой трассе еще четырех систем. Их разместят на наиболее аварийных участках, но пока не дальше города Миасса, поскольку на первоначальном этапе внедрения система требует постоянного контроля специалистов, настройки аппаратуры. Впоследствии на М5 смонтируют 15 точек видеонаблюдения до границы Челябинской области с Башкирией. Все камеры будут работать в режиме реального времени.

    PГ: В Москве видеокамеры фиксируют превышение скорости на 40 километров в час и выше. У нас такие же поблажки водителям?

    Курышев: Тестируя камеры, мы первоначально запрограммировали аппаратуру на выявление любого превышения скорости свыше положенных 60 километров в час. Опыт показал, что на таких дорогах, как "Меридиан", Братьев Кашириных - там, где дорожные условия позволяют двигаться более интенсивно, весь поток превышает скорость на 5-10 километров в час. Ограничив скорость машин до 60 километров, мы просто-напросто снизим пропускную способность на этом участке. Кроме того, если работать в таком режиме, то можно автоматически штрафовать поголовно всех водителей. У нас нет такой цели, поэтому сейчас видеокамеры выявляют превышение скорости на 20 километров в час и выше.

    РГ: Штрафы за нарушения, зафиксированные видеокамерами, будут приходить письмом с уведомлением, на котором получатель обязан расписаться. А если водитель не смог получить письмо - что тогда?

    Видеокамеры на Южном Урале разрешают водителям ездить со скоростью до 80 километров в час

    Курышев: Постановление вступает в законную силу после получения письма. С этого момента водителю дается 30 суток на уплату штрафа. Если письмо в течение месяца никто не получил, то его отсылают обратно отправителю, то есть в Госавтоинспекцию. В этом случае мы возбуждаем административное расследование, в рамках которого водителю в любом случае придется оплатить штраф.

    Ложный знак

    РГ: Вопрос от читателя. Вадим Антонов, таксист: Будут ли в Челябинске использовать муляжи видеокамер?

    Курышев: Такой мегаполис, как Челябинск, невозможно на сто процентов охватить видеонаблюдением, поэтому в будущем не исключено использование системы муляжей, а также перемещения действующих видеокамер с одного аварийно-опасного участка на другой. Однако, считаю, сначала необходимо хорошо отладить ту технику, которая сейчас работает. Только после этого можно будет думать о дальнейшей стратегии.

    РГ: Одно время на южноуральских дорогах "дежурили" картонные автоинспекторы. Эта нестандартная мера профилактики оправдала ожидания?

    Курышев: Да, несколько лет назад мы закупали профильные фигуры патрульных автомобилей и устанавливали их в качестве эксперимента на федеральных трассах. Опыт показал, что наличие таких машин снижает количество нарушений ПДД, в первую очередь стали меньше превышать скорость. Для каждого водителя вид инспектора или патрульной машины стал сигналом к тому, что надо соблюдать правила дорожного движения.

    Но, к сожалению, картонные инспекторы тоже не вечны, работают в тяжелых условиях (смеется). Люди ломаются, а уж муляжи тем более. Надо отметить, что в отношении них не совершали никакого вандализма, но яркие краски под воздействием дождей потускнели. Постепенно муляжи пришли в негодность.

    РГ: Последние поправки в Административный кодекс разрешили сотрудникам ГИБДД использовать ручные алкометры. В Челябинской области начали их применять?

    Курышев: Благодаря финансовой поддержке губернатора мы приобрели более 350 таких приборов. Все они распределены по территориальным подразделениям ГИБДД, сотрудники готовы работать с ними. Но использовать алкометры мы пока не можем, поскольку ждем приказ министерства внутренних дел, который определит форму оформления такого теста на трезвость.

    Пока инспекторы ДПС используют алкометры для проверки подозрений. Предлагают водителю подышать в трубочку. Если есть показания, то просят отправиться с ними на медицинское освидетельствование в наркологию.

    РГ: Вопрос от читателя. Мария Крылова, гример: Наверное, каждый водитель хоть раз сталкивался со странностью - на идеально ровной дороге, без перекрестков, вне населенных пунктов, стоит ограничение скорости, например до 50 километров в час. К чему подобные ограничения?

    Курышев: Виновниками таких несуразных ограничений чаще всего являются коммунальные и дорожные службы, сотрудники которых забывают убрать лишние знаки после завершения работ. Два раза в год мы проводим специальные мероприятия "Контроль - дорожная разметка" и "Знак", в ходе которых оцениваем законность установки дорожных знаков и нанесения разметки. По итогам последней такой проверки на дорогах области демаркировано пять километров неправильно нанесенной разметки и демонтировано 92 дорожных знака.

    Нелегальным размещением различных знаков, помимо дорожников, грешат также муниципальные организации и коммерческие фирмы, которые вешают все, что им вздумается: и "кирпич", и знак "движение запрещено". По закону установкой дорожных знаков и нанесением разметок занимаются специальные муниципальные службы, которые выполняют работы только по заданию Госавтоинспекции. Всем нарушителям выносятся предписания о демонтаже "лишних" табличек.

    Хамству - бой

    РГ: Тема коррупции сегодня одна из самых модных. Как у вас с чисткой рядов?

    Курышев: Все привыкли думать, что гаишники - взяточники, но давайте представим банальную ситуацию: инспектор остановил водителя за нарушение. С чего рождается взятка? Автомобилист начинает уговаривать сотрудника ДПС отпустить его, мотивируя просьбу жизненно важной спешкой. Чего только не рассказывают: один лечиться едет, другой - учиться. Сами и начинают совать купюры. Случаи, когда инспектор заявляет водителю "никуда не поедешь, пока не дашь денег", единичны. Такую нечистоплотность мы быстро выявляем и моментально избавляемся от этих сотрудников. Но давайте смотреть правде в глаза, чаще всего провокация исходит все-таки от водителя. Мы даже начали инициировать привлечение к уголовной ответственности за дачу взятки. Если поставить эту работу на поток, то каждый день можно будет возбуждать десятки подобных дел.

    Нужно влиять на общественное правосознание, тогда, уверяю вас, будет меньше поводов обвинять инспекторов во взяточничестве.

    Личный состав ГИБДД - под присмотром. По результатам работы службы собственной безопасности с начала года 99 наших сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности. По фактам взяток мы инициировали возбуждение пяти уголовных дел - в отношении инспекторов ДПС, уже уволенных из органов внутренних дел. Это как раз те редкие сотрудники, которые сами начинают вымогать деньги.

    РГ: До назначения на должность начальника УГИБДД по Челябинской области вы несколько лет работали заместителем главного госавтоинспектора, однако для южноуральцев вы темная лошадка. Прибыли к нам из другого региона?

    Курышев: Нет, всю жизнь проработал в местной Госавтоинспекции. Я практически коренной южноуралец, в Челябинской области - с двух лет от роду. В 1983 году окончил автотракторный факультет Челябинского политехнического института и по распределению попал в ГИБДД, тогда еще ГАИ. В минувшем марте отметил 25-летие службы в Госавтоинспекции Южного Урала.

    РГ: Какие ситуации на дорогах раздражают вас как водителя? Пробки нервируют?

    Курышев: Пробки - нет. Винить в них некого, проблема - в организации движения, в застройке городов. Злиться на пробки - так же бессмысленно, как и на плохую погоду. Глубокое раздражение вызывает откровенное игнорирование наглыми водителями всех остальных участников движения и устоявшихся норм дорожной вежливости. Например, если движение осложнено аварией, то все автомобили терпеливо дожидаются своей очереди, чтобы аккуратно, почти сочувственно, объехать место ДТП. Но обязательно находится водитель, который, ничуть не смущаясь, перестраивается на полосу встречного движения и объезжает затор, вызывающе сигналя. Такие ситуации меня крайне возмущают.

    РГ: Запоминаете номер хама?

    Курышев: Ну, зачем запоминать! Просто звоню кому следует, и если инспекторы уже работают на месте ДТП или где-то поблизости, то нарушителя обязательно остановят.

    Поделиться