Судя по последним раундам переговоров России с Евросоюзом и ВТО, по-прежнему одной из ключевых проблем наших взаимоотношений остается размер государственного субсидирования АПК. Запад продолжает настаивать на их уменьшении. Это при том, что доля России в экспорте мясного, молочного сырья и продуктов их переработки из ЕС с 1990-х годов превышает 20 процентов, из Северной Америки - около 15 процентов. А уровень импортных пошлин в РФ минимум в 3,5 раза ниже, чем в странах - участниках ОЭСР.
Естественно, даже частично терять столь важный и обширный рынок - из-за развития российского АПК, в том числе с помощью прямых и косвенных российских госсубсидий этому сектору - западным экспортерам едва ли выгодно. Хотя бы потому, что, по последним оценкам Европейской комиссии и ФАО ООН, сельскохозяйственный экспорт в Россию обеспечивает стабильно высокую рентабельность для 15 процентов мощностей АПК стран - членов ЕС. Напомним также, что сельскохозяйственный экспорт (в том числе племенного скота) из Северной Америки, ЕС и Австралии с 2006 года быстро растет. Это обусловлено в том числе тем, что ЕС и США в конце 2007 года пролоббировали снижение и даже временное обнуление российских пошлин на многие мясо-молочные, рыбные товары, растительные масла и виды племенного скота.
В США на прямое и косвенное дотирование АПК выделяется в среднем за год 68 миллиардов долларов в год, а в Евросоюзе - 124 миллиарда евро, в том числе за счет бюджета ЕС - 42 миллиарда. России хотят "разрешить" максимум 9 миллиардов долларов в год. Прямые и косвенные субсидии в расчете на гектар сельхозугодий достигают в США минимум 250 долларов, в Австралии, Новой Зеландии и ЮАР - 330, в ЕС - более 400, в странах Северной Европы - свыше 1 тысячи. В то же время этот показатель в России - максимум 18 долларов.
Похоже, России навязывают бессрочную роль импортера продовольствия и агросырья. И хотя в последнее время Запад признает важность экспорта российского зерна для ослабления мирового продовольственного кризиса, здесь, похоже, кроется "дальний прицел". Поощрение экспорта российского зерна, в том числе открытие для него новых рынков, может способствовать долгосрочному росту дефицита зерна, особенно фуражного, в сфере животноводства РФ.
Кстати, по последним оценкам Минсельхоза и Минрегиона РФ, такой дефицит быстро увеличивается почти в трети субъектов Федерации, где, как следствие, интенсивно режут скот, та же тенденция проявляется в тамошнем домашнем птицеводстве (об этом сообщала и "РБГ"). А в конечном результате - наверняка будет увеличиваться российский импорт продуктов животноводства и племенного скота.
По данным Сергея Киселева, завкафедрой агроэкономики МГУ, "в результате переговоров с ЕС и ВТО в России произойдет снижение таможенно-тарифной защиты по отдельным группам товаров: рыба, плоды и орехи, цветы, овощи и фрукты, зернобобовые, соевый шрот, мясные субпродукты, зерновые хлопья, корм для домашних животных, вино, коньяк, виски, шампанское, пиво. Будет "связан" (т.е. сохранен) нынешний - низкий - уровень пошлин по пшенице, ячменю, кукурузе и ряду других зернотоваров... Россия отказалась от использования специальных защитных мер и имеет обязательства применения страновых квот по импорту мяса, причем с высоким и увеличивающимся объемом самих "мясо квот". Происходит сокращение применения в РФ экспортных пошлин в агропродовольственном секторе, продолжаются переговоры по фиксированию права России на их применение после вступления в ВТО".
Таким образом, Россия существенно открывает свой рынок не только для собственно продуктов питания, но и для зерна. Пока зерна в избытке, это не имеет особого значения. Но не может ли ситуация измениться? Это хороший вопрос, на который пока нет ответа. Однако поручиться, что со временем в России вновь появится импортное зерно, никто не отважится.