К сенсационной новости об аресте экс-президента боснийских сербов Радована Караджича на всей территории бывшей Югославии мало кто остался равнодушен. По улицам одних крупных городов прокатились стихийные митинги протеста. Тогда как в других данное известие вызвало бурное ликование.
Группа молодых людей собралась на площади республики в центре Белграда, чтобы поддержать арестованного. Довольно значительная толпа подростков, одетых в майки с эмблемой ультранационалистического движения "Образ", митинговала также и вокруг оцепленного полицией здания суда, куда был доставлен Караджич. Однако в волю помитинговать скандировавшим имя лидера боснийских сербов не дали. Вскоре почти все были задержаны полицией. Тем временем представители местного МВД сообщили, что для предотвращения любых возможных инцидентов в Белграде введен режим наивысших мер безопасности.
В то же самое время в столице Боснии и Герцеговины Сараево, где большинство населения составляет бошняки-мусульмане, известие о задержании Караджича вылилось в народные гулянья. Несмотря на проливной дождь, на городских улицах в ночь на вторник собрались большие группы людей, распевавших победные песни. По городу колоннами разъезжали автомобили с национальными флагами, водители которых беспрерывно гудели в клаксоны.
На утро горячие головы успокоились, а многочисленные комментаторы принялись подробно разбираться в произошедшем и строить прогнозы на будущее.
В действительности обстоятельства ареста одного из самых разыскиваемых Гаагским трибуналом подозреваемых вызывают много вопросов.
Некоторые подробности спецоперации появились вскоре после проведения первого допроса арестованного. Караджич якобы заявил, что был задержан не 21 июля, как утверждают власти, а еще 18 июля. По его словам, которые передал журналистам адвокат Светозар Вуячич, неизвестные надели на него маску, вскоре после того как он сел в автобус, направлявшийся из Белграда в пригород сербской столицы Батайница. Затем его поместили в "какую-то комнату" в неизвестном месте, где он находился до понедельника. Предполагается, что акцию осуществили сотрудники сербских спецслужб, но без участия полиции. МВД Сербии заявило, что не принимало участие в операции по задержанию беглеца.
По словам адвоката Караджича, процедура задержания была произведена незаконным образом. "Это нарушает любые правовые нормы, мне даже ничего не сообщили, в то время как Караджич должен был быть немедленно доставлен в суд", - сказал Вуячич. Адвокат также сообщил, что его подзащитный отказался от еды, выглядит исхудалым, спокойным и уравновешенным. Врач, вызванный для осмотра арестованного, заключил, что тот здоров. Известно, что в белградском окружном суде во вторник побывал брат Караджича Лука, который признал сам факт задержания Радована.
В течение последнего времени Радован Караджич жил в Белграде и работал участковым врачом, сообщил прокурор по военным преступлениям Владимир Вукчевич во время состоявшегося во вторник в сербской столице брифинга, посвященного обстоятельствам ареста бывшего лидера боснийских сербов. "Караджич не оказал сопротивления, обошлось без жертв", - заявил Вукчевич, добавив, что не пострадал и сам арестованный.
Официальные руководители Сербии всегда отрицали, что имеют какую-либо информацию о нахождении Караджича на территории страны. Тем не менее белградские аналитики уверены в том, что произошедшее стало возможным только благодаря тому, что недавно в Сербии было сформировано новое правительство и произошла радикальная смена в руководстве службы государственной безопасности. Иными словами в Белграде уверены, что Караджича сдали свои.
По мнению директора белградского Центра по гуманитарным правам Наташи Кандич, арест Радована Караджича имеет историческое значение: "Все верили, что арест Караджича - невозможная задача. Но теперь это случилось, и этот факт будет иметь исторические последствия. Пока у власти был премьер-министр Коштуница, и речи не могло быть об аресте Караджича и генерала Ратко Младича. Очевидно, что они имели сильную поддержку спецслужб и бывших властей. Теперь Сербия сделала шаг, который казался почти невозможным - выполнила самую тяжелейшую задачу по аресту обвиняемых в военных преступлениях".
По-видимому, уже в ближайшие дни специальный окружной суд по наказанию военных преступлений в бывшей Югославии может принять решение о передаче Караджича Гаагскому трибуналу. Не исключено, что еще до конца этой недели его перевезут в Гаагу.
Перспективы процесса пока еще слишком туманные. Максимальное наказание, предусмотренное Гаагским трибуналом - пожизненное лишение свободы. Пока никого к таким наказаниям в Гааге не приговаривали, но мягким приговор точно не будет. Доказательная база против Караджича собрана очень значительная. Многие судебные процессы по различным военным эпизодам, касающимся Сребреницы и Сараево, в Гаагском трибунале уже завершены.
Реакция на арест Караджича на Западе была более чем предсказуемой. Решительный поступок властей Сербии приветствовали представители ООН, НАТО и Евросоюза. Пресс-служба Белого дома поздравила правительство Сербии и выразила благодарность участникам операции за мужество и профессионализм. "Арест произведен через несколько дней после годовщины массового убийства более чем семи тысяч боснийских мусульман в Сребренице. Нет лучшей памяти жертв военного насилия, чем приведение их убийц в лоно правосудия", - говорится в заявлении.
В свою очередь президент Франции Николя Саркози заявил, что арест Караджича приближает Сербию к Евросоюзу. По его словам, это долгожданное событие свидетельствует о желании нового сербского правительства приблизиться к ЕС. Главе Франции вторит и комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен, который назвал произошедшее событие "исторической вехой" в сотрудничестве Сербии с МТБЮ, которое является "очень важным для евроустремлений Сербии".
Впрочем, по мнению местных скептиков, эйфория от произошедшего на Западе может вскоре сойти на нет, тогда как условие сотрудничества Сербии с МТБЮ никто отменять не собирается. После поимки Караджича, которого Гаагский трибунал разыскивал в течение почти 13 лет - первый ордер на его арест был выдан 24 июля 1995 года, в розыске остаются еще двое: бывший главнокомандующий армией боснийских сербов генерал Ратко Младич и президент не существующей уже на территории Хорватии республики Сербская Краина Горан Хаджич. Тем самым Белград можно будет и дальше продолжать удерживать "на коротком поводке", ограничиваясь все новыми и новыми обещаниями.
Остается открытым вопросом, как арест Караджича повлияет на внутриполитическую ситуацию в Сербии? Местные аналитики считают, что не стоит ожидать каких-либо беспорядков в связи со случившимся. И основная причина такого вывода в том, что сегодня как в Сербии, так и в соседней Боснии и Герцеговине уже нет серьезных политических сил, которые были бы способны организовать народные волнения.