Роспотребнадзор объявил о новой ревизии потребительских кредитов

В конце лета Роспотребнадзор собирается проверить, как соблюдаются права потребителей в части информационной наглядности и доступности потребительских кредитов, сообщил вчера начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Недовольные банкиры тут же заметили, что каждая проверка удорожает стоимость кредита для граждан.

Речь идет о том, что полная информация о потребительских кредитах в российских банках должна предоставляться в наглядной, доступной форме, "на основе визуального восприятия". Однако вовсе не обязательно, чтобы условия кредита подавались на информационных стендах, это может быть работой банковских сотрудников, которые должны предоставлять необходимые сведения по первому требованию клиента, отметил глава Роспотребнадзора.

По его словам, в ходе проверки будут оцениваться два основных параметра: наглядность и доступность информации о полной стоимости кредита, условиях и графике его погашения, а также условия договоров - не ущемляют ли они права потребителей. Причем вся эта информация должна предоставляться заемщику задолго до заключения договора кредита. А условия кредитного договора не должны нарушать закон о правах потребителей, Гражданский кодекс и банковское законодательство. За последнее время были приняты поправки в закон о банковской деятельности, предписывающие банкам раскрывать полную стоимость кредита и эффективную ставку.

Однако, как показала практика, эффективная ставка заемщику оказалась абсолютно не нужна, она ничего не говорит ему о том, сколько денег нужно будет отдать за кредит в будущем.

Впрочем, по словам Олега Прусакова, никаких четких критериев наглядности и доступности в законе тоже не существует. Поэтому он призвал банкиров "руководствоваться смыслом и логикой закона". Отдельной темой стали кредитные карты, по которым просто невозможно рассчитать график платежей и стоимость кредита, так как каждый заемщик пользуется кредитным лимитом по своему усмотрению. Однако по кредитным картам существует предельный лимит, который и нужно указывать для потребителя. Похожая ситуация и с ипотечными кредитами, по которым банк устанавливает "плавающую" ставку. По мнению Роспотребнадзора, здесь нужно указывать максимально возможную информацию.

Между тем все эти проверки, которые проводятся в отношении банков, оказывают медвежью услугу заемщикам. По оценкам экспертов, банки вынуждены предоставлять в различные регулирующие органы до 6 тысяч различных отчетов в год. Только недавно в кредитных организациях прошли масштабные проверки ФАС и прокуратуры, и вот впереди новое испытание. Все это увеличивает так называемые "вмененные издержки" по кредитованию и, соответственно, делает сам кредит дороже. А качество работы банков и количество нарушений прав граждан при потребительском кредитовании, как ни странно, от этого не уменьшается. Таким образом, банкиры сами провоцируют "карательные" меры со стороны регуляторов, затрудняющие их работу. А проигравшими в итоге остаются потребители, которые, по оценкам экспертов, вынуждены брать самые дорогие в цивилизованном мире кредитные деньги, даже с учетом российской инфляции.