Уже несколько лет идут разговоры о воздушном такси. И чтобы оно действительно появилось, нужна "самая малость" - заявительный порядок вылета.
Пока же полет по заказу - обычный чартерный рейс нужно заказывать загодя - минимум за три дня. Возможно, скоро этот порядок будет радикально изменен.
По нынешним правилам, чтобы взлететь, машина должна получить добро у диспетчеров службы управления полетами. Авиалюбители и профессионалы просят заменить разрешительный порядок взлета на заявительный. Их поддерживают и в министерстве транспорта. Теперь решение за правительством ввести по аналогии с другими странами, когда пилоты предупреждают аэронавигационные службы о своих намерениях за два часа до полета. Конечно, диспетчерам придется больше трудиться, прокладывать маршруты, следить, чтобы они не пересекались не только на больших, но и на малых высотах.
Когда будет принято "разрешительное" решение, пока неясно. Но даже в таких условиях ассоциации вертолетной индустрии обещают уже в сентябре запустить в Центральном округе проект "Воздушное такси". Взлет вертолетов планируется из аэропортов Московского транспортного узла: Домодедово, Внуково, Шереметьево. Основной парк составят машины на пять посадочных мест с низким уровнем шума. Средняя крейсерская скорость таких стрекоз 230 км в час. На них вполне можно долететь и в Ярославль, и в Тверь, и в Пензу. В ближайшем Подмосковье уже оборудовано 25 вертолетных площадок. Сейчас аренда воздушных судов составляет 18 тысяч рублей в час. Расценки на чартерные программы обещают быть ниже за счет того, что их планируется поставить на поток.
Наиболее активно малая авиация продолжает развиваться в центральной России. Сейчас на Московский авиаузел приходится 50 процентов таких перевозок. Впрочем, начавшийся процесс передачи аэропортов и аэродромов в местное ведение "реанимирует" малую авиацию и в других регионах. В Росавиацию поступило 18 обращений от субъектов РФ на передачи им аэропортов. При этом не все субъекты горят желанием принимать в собственность взлетно-посадочные полосы, поскольку это потребует больших вложений. А вот Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртия, Ставропольский край, а также Курганская, Пензенская, Свердловская, Челябинская и Ульяновская области и Ямало-Ненецкий АО уже готовы к таким инвестициям. Почти все они вложили немалые средства в ремонт инфраструктуры аэропортов. Только на реконструкцию и переоснащение аэропорта Иваново (Южный) было затрачено около 2 млрд рублей. Причем проект профинансировало столичное правительство. Аэропорт Иваново - "ворота для бизнеса, в том числе московского, в центральный регион". "Проект, безусловно, окупаемый", - подчеркнули в мэрии.