Новости

23.07.2008 04:45
Рубрика: Экономика

Вылет отменяется

Почему жители отдаленных районов стали невыездными

Жители северных районов края оказались в полной изоляции. Добраться до большой части поселков можно только на самолетах. Однако рейсы отменены. Комитет по социально-экономическому развитию краевой думы и корреспондент "РГ" разбираются в причинах транспортного кризиса.

Стали крайними

Транспортные сложности повлекли за собой социальные проблемы. Поводом для потока жалоб, которые северяне разослали по всем инстанциям, стало сообщение о том, что благодаря госсубсидиям билет на авиарейсы с Дальнего Востока в европейскую часть России в 2009 году будет стоить десять тысяч рублей. Ведь чтобы воспользоваться этой льготой, дальневосточникам еще надо как-то суметь добраться до краевой столицы.

Стоимость перелета на местных авиалиниях увеличивается с каждым годом вместе с ростом цен на топливо, сейчас практически достигла цены билета до Москвы. За пролет из Николаевска-на-Амуре до Хабаровска пассажир должен выложить 6655 рублей, из Аяна - 7588, из Нелькана - 8106, из Охотска - 9400 рублей.

- При этом авиакомпания, которая производит обслуживание местных авиалиний, в этом году впервые в течение полутора месяцев отказывалась выполнять рейс Хабаровск - Аян - Нелькан - Аян, - сообщила председатель бюджетной комиссии собрания депутатов Аяно-Майского района Татьяна Фонова. - Из-за этого в эти поселки не могли вовремя доставить деньги для выплаты пенсий.

Между тем авиакомпания при поддержке администрации края первая в стране получила три новых самолета Ан-38-100, которые были названы "Вера", "Надежда", "Любовь".

- У нас всего два стареньких Ан-28. Ан-38 чуть новее, но один из них сейчас стоит - нет запчастей, - говорит исполняющий обязанности директора коммерческой службы авиакомпании Роман Хомченко. - На Ан-38 - двигатели канадские, и сейчас ждем, когда пришлют из Канады запчасти для них. Проблемы и с другими запчастями, поскольку эти самолеты были собраны на заводах Украины. Кроме того, состояние аэродромов в северных поселках таково, что Ан-38 могут принимать только в двух из них - в Нелькане и Богородском.

А на лодках лучше

Чтобы купить билет на самолет, например, из Хабаровска до Нелькана, надо чуть ли не всю ночь отстоять в кассе малого аэропорта.

- Заранее билет не купишь, поскольку в случае задержки рейса авиаперевозчики несут обязательства перед пассажирами: должны предоставить питание, гостиницу, - продолжает Татьяна Фонова. - Нет почему-то и бронирования билетов. Зато есть другой выход: чтобы улететь, надо заплатить четыре тысячи сверх стоимости билета.

- Почему нет предварительной продажи билетов? Проблема в том, что мы сильно зависим от погоды, - заявил Роман Хомченко. - Уже больше недели задерживаются из-за неблагоприятных метеоусловий пять рейсов до Чегдомына и столько же оттуда. Это примерно 140 пассажиров. У нас нет средств, чтобы обеспечить всех питанием и гостиницей. Несмотря на дотации из бюджета, все местные авиаперевозки убыточны. А рейсы Хабаровск - Аян и Нелькан - Аян мы выполняем по заявкам муниципального района. Но дело в том, что район имеет долги перед авиакомпанией за эти перевозки.

Не выполняются авиарейсы по маршрутам Мар-Кюель - Аим - Нелькан - Аим - Мар-Кюель. Причина простая: районный бюджет задолжал свыше трех миллионов рублей золотодобывающей артели, самолеты которой раньше выполняли эти рейсы. Нет регулярного авиасообщения - несвоевременно выплачиваются пособия, больные не могут вылететь на обследования. Дошло до того, что этим летом детей из интерната развозили по домам… на лодках.

- Прошли те времена, когда руководство артели входило в наше положение и перевозило в долг, - сообщила Татьяна Фонова. - Сейчас система такая: утром деньги - вечером будет вам самолет.

Председатель бюджетной комиссии собрания депутатов Аяно-Майского района обратилась к депутатам с просьбой сделать уточнение в краевом бюджете и выделить дотацию в 3,3 миллиона рублей на осуществление внутренних авиаперевозок в районе.

Неподъемные полномочия

Беспокоит северян и техническое состояние самолетов, на которых им приходится летать.

- Мы уже привыкли к таким ситуациям: взлетает самолет, 20 минут в полете, отказал двигатель, вернулись, сели, - говорит Татьяна Фонова. - Или долетели до поселка имени Полины Осипенко - разрядились аккумуляторы. Пока их заряжают, пассажиры сутки ждут. Долетели до Нелькана, и тоже что-то сломалось. В ноябре у нас самолет простоял пять суток. Он должен был доставить в Хабаровск троих больных. Девятилетняя девочка умерла в дороге. Как выяснилось, самолет сломался, ждали запчасть из Чумикана. Была прокурорская проверка, но ничего не изменилось.

По поводу организации авиаперевозок жители Аяно-Майского района неоднократно обращались и к главе своего района, и в правительство края, но воз и ныне там. Федеральный закона №131 о местном самоуправлении возложил на муниципальные районы полномочия по предоставлению транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания граждан между поселениями района, однако они оказались муниципалам не по плечу.

- В настоящее время ни один из северных районов края не в состоянии в полном объеме исполнять эти полномочия, - констатировал депутат Законодательной думы Хабаровского края Николай Цилюрик.- А ведь в Хабаровском крае 40 процентов территории отнесено к районам Крайнего Севера и 44 процента - к приравненным к ним местностям.

Члены комитета решили подготовить проекты обращений об организации транспортного обслуживания жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых отсутствуют альтернативные виды транспорта, в Госдуму и правительство Российской Федерации.

Компетентно

Юрий Синяков, заместитель начальника управления транспорта и связи министерства промышленности транспорта и связи Хабаровского края:

- В нынешнем году на сдерживание роста местных авиатарифов из краевого бюджета запланировано выделить 42 миллиона рублей, что позволит удержать уровень действующих цен на 25 процентов ниже, чем себестоимость этих авиаперевозок. Кроме того, правительство края планирует строительство служебно-пассажирских зданий и реконструкцию взлетно-посадочных полос в аэропортах Охотска (расчетная стоимость работ свыше 500 миллионов рублей), Богородское и Чумикан (расчетная стоимость работ 122 миллиона). В правительство РФ направлены предложения по включению в федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" строительства искусственных взлетно-посадочных полос в аэропортах Аян и поселка имени Полины Осипенко.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Хабаровский край