В октябре по новому обходному маршруту пойдут первые транзитные грузовики.
Минувшей весной, когда корреспонденты "РГ" вместе с Александром Хлопониным наблюдали установку последнего мостового пролета, окрестности казались безлюдными. Сейчас же с высоты видим многочисленные фигурки рыбаков, оказывается, давно облюбовавшие эти богатые хариусом места. Сквозь заросли правобережной тайги просвечивают и крыши дачных домиков. Чуть дальше - старинное село Ермолаево, поставленное еще казаками Андрея Дубенского почти четыре века назад.
Между тем ученые считают, что человек поселился здесь минимум за четыре тысячи лет до нашей эры. Едва ли не под самыми опорами моста находится известная неолитическая стоянка Няша, которую археологи из Красноярского педуниверситета "копают" уже несколько десятков лет.
Новый мост через Енисей - главное звено так называемого глубокого транспортного обхода вокруг Красноярска, который, являясь частью федерального проекта, должен обеспечить беспроблемный автомобильный проезд по маршруту Москва-Владивосток.
В обход включены три моста, восемь путепроводов, четыре развязки и 30 с лишним километров дороги.
Связь между берегами в последнее время - одна из острейших проблем. Построенный в начале 1960-х Коммунальный мост, изображение которого вместе с "портретом" старинной часовни на Караульной горе и плотины Красноярской ГЭС украшает десятирублевую купюру, давно стал символом почти миллионного города. Но он же, увы - и объект всеобщих нареканий: не справляется уже ветеран с транспортными потоками. Перегружен и расположенный неподалеку Октябрьский мост. Стоит на одном из них затеять ремонт, другой закупоривается пробками. Если же работы начинаются одновременно на обеих переправах, движение в городе окончательно сбивается с четкого ритма.
Вот и не устает повторять губернатор, а вслед за ним - и мы: новый мост имеет особое стратегическое значение. Пущенный в обход Красноярска большегрузный транспорт облегчит городские магистрали на 25-35 процентов. Объездная дорога на 35 километров сократит транзитникам путь, сэкономив и время, и горючее, а горожан избавит наконец от излишних выхлопных газов.
При этом стоит отметить: новый мост будет очень красивым. Уже сейчас, на финальной стадии, он меньше всего напоминает плоскую доску, положенную на два берега, как это было весной, - со дня на день монтажники завершат монтаж гигантской металлической арки над дорожным полотном.
- Это ключевой момент, - говорит прораб Николай Земляной. - Скоро мы начнем опускать пролетное строение и займемся гидроизоляцией проезжей части.
Нынешний проект был выбран из шести предложенных архитекторами. И специалисты считают, что не ошиблись: мост отлично вписался в местный ландшафт. Обрамленное ажурными арками, сооружение выглядит легким, как бы висящим в воздухе, и со стороны очень напоминает знаменитый железнодорожный мост царского инженера Кнорре, отмеченный когда-то золотой медалью на выставке в Париже и прослуживший Красноярску целых сто лет.
Скоро будут убраны временные опоры, в пролеты смогут свободно проходить суда любого водоизмещения и посадки.
С воды мост будет смотреться особенно эффектно.
- Он будет окрашен в цвета российского флага, - рассказывает "РГ" начальник участка Александр Берядко, - такого в стране еще не было.
Уже выписана из Барнаула бригада, которая покроет металл сверхустойчивой краской, в специальных контейнерах доставленной из Израиля.
Справка "РГ"
Протяженность моста равна периметру восьми футбольных полей. Ширина проезжей части первой очереди составит 11,5 метра. На сооружение объекта затрачено около 5 тысяч тонн металла и почти 13,5 тысячи кубометров железобетона. Как только мост откроют, по соседству начнется строительство второй, "зеркальной" очереди, которое завершится в 2011 году. Проект на 70 процентов финансируется из федерального бюджета и на 30 из регионального.