Бэби-бум по-челябински: акушерам готовы давать коттеджи, лишь бы работали

Медики говорят о начале бэби-бума: даже в традиционно "бездетных" районах области, где рождалось всего 80 малышей в год, нынче может появиться вчетверо больше. Теперь чиновники ломают голову: где найти медперсонал для патронажа такого количества младенцев.

Приятная неожиданность

Показатели рождаемости в Челябинской области: 21,5 тысячи малышей за полгода. С учетом того обстоятельства, что на учете в женских консультациях у нас состоит еще 20 тысяч женщин, можно прогнозировать прирост детского населения минимум в 40 тысяч. Врачи готовы констатировать бэби-бум: каждые полгода число новорожденных на Южном Урале увеличивается примерно на полторы тысячи. Хотя до рекордных показателей нам еще далеко. В 1960-х годах в области рождалось по 86 тысяч детей в год.

По данным регионального ФСС, самыми "бездетными" территориями Челябинской области сегодня являются Карабаш и Чесма - небольшой промышленный город и удаленный сельский район. Там за полгода появилось на свет около 80 детей (для сравнения: в некоторых больницах Челябинска приняли по две тысячи родов). Но до недавнего времени 80 малышей в Карабаше рождалось за весь год. "У нас было очень мало детей, - признаются тамошние акушеры, - так что школьные классы в городе приходилось закрывать: учить было некого!" Сейчас врачи Карабашской больницы с гордостью отмечают: теперь-то на учет по беременности каждый день встают две-три женщины. Такого ажиотажа в женской консультации здесь не припомнят очень давно. И тут-то власти задумались. Как выяснилось, на весь Карабаш остался один акушер. Как говорят в областном минздраве, нехватка кадров - острая проблема всей службы детской медицинской помощи. При всплеске рождаемости регион окажется вполовину не укомплектован детскими специалистами.

Кадры решают

Аналогичная карабашской сложилась ситуация еще в пяти территориях области. Хотя, по данным минздрава, акушерская служба в регионе укомплектована лучше всех остальных - на 94 процента! На всю область не хватает лишь 53 врачей акушеров-гинекологов, в основном в сельской местности и небольших городах.

- Приходится разрываться на все женское население города, - говорит Нина Воронина, заведующая акушерско-гинекологическим отделением Карабашской горбольницы. - И в консультации я одна, и в роддоме. Недавно к нам пришел еще один доктор, но он тоже скоро останется один, потому что ухожу я. Не устраивает зарплата.

Врачи готовы констатировать бэби-бум. В этом году на Южном Урале родится более сорока тысяч детей

При этом Карабашская ЦРБ при существующей кадровой проблеме недавно пережила сокращение штатов и коечного фонда. Эту странность медики не могут объяснить: родов становится больше, а врачей - все меньше. У самой Ворониной сократили четверть врачебной ставки, полставки - у детской медсестры в акушерском отделении и пять гинекологических коек. Теперь медсестра уходит с работы не в пять часов вечера, а в два часа дня: новорожденные остаются под присмотром одной дежурной сестры на посту. И врачи вынуждены как можно быстрее выписывать роженицу, потому что на ее место претендует уже другая женщина. Не говоря о том, что медики существенно потеряли в заработной плате: врач не досчиталась четырех тысяч рублей, ее зарплата снизилась с 19 тысяч до 15 тысяч. К слову сказать, большой, по местным меркам, доход врача - один из способов привлечь докторов в городок типа Карабаша.

- У нас сегодня возникла потребность не только в акушерах, - признает Ирина Огошкова, заместитель министра здравоохранения Челябинской области. - Нет педиатров, в два раза меньше, чем нужно, неонатологов. Не укомплектована служба детских анестезиологов и реаниматологов. Детских врачей не хватает. Но это общая для всей страны тенденция.

Квартирный ответ

Кадровую проблему власти решают с помощью необычных по нынешним временам методов. В Красноармейском районе, к примеру, глава администрации распорядился давать приглашенным врачам… коттеджи, в полную собственность и совершенно бесплатно.

- Еще недавно у нас не было никаких узких врачей, - говорит Михаил Юрин, главный врач ЦРБ Красноармейского района, - ни хирургов, ни неврологов, ни гинекологов, ни даже терапевтов. Тогда мы стали давать объявления в газеты Екатеринбурга, Кургана и Челябинска. Крупным шрифтом: "Квартиры - бесплатно!" и дальше - мелким: "Требуются хирург, акушер-гинеколог…"

Районный центр нынче врачами обеспечен. Теперь чиновники раздают коттеджи: любому медику, кто готов работать на окраине района. "Если врач поедет в село Бродокалмак или в Русскую Течу, - уточняет Юрин. - Купим коттедж, только найдите нам такого врача!"

Однако предоставлять квартиры приезжим медикам могут не все районы. В Златоусте, к примеру, год назад рассказывали, что узких врачей приглашают на работу из Казахстана, но им снимала жилье сама больница.

Готовность №1

Вместе с ростом рождаемости начала развиваться вся служба детской медпомощи. Сегодня в Аргаяше готовится к сдаче детская больница - до сих пор в селах были только детские отделения при взрослых больницах. В Южноуральске открывается акушерский корпус. Магнитогорску Всемирная организация здравоохранения присвоила статус "Города, доброжелательного к ребенку". В больницах маленьких городов и даже в сельских ФАПах появилось дорогое оборудование: область закупила 15 комплексов для обширного скрининга - чтобы хоть как-то компенсировать нехватку медиков. В удаленных районах есть медикаменты ценой в десятки и сотни тысяч рублей: они нужны в экстренных случаях: например, чтобы раскрыть легкие у недоношенного ребенка.

Однако нехватка кадров лишь одна сторона этого недетского вопроса. Понятно, что привлечь специалистов можно разными способами: хотя бы высокой зарплатой и бесплатным жильем. В качестве социального противовеса росту рождаемости остаются сотни отказных, брошенных в родильных домах детей. Их не становится меньше. В прошлом году в регионе матери отказались от 436 новорожденных малышей. В этом году отказных детей уже 200.

Чтобы снизить остроту проблемы с отказными детьми, челябинские городские власти еще в прошлом году взялись за создание специального дома для таких детей. На один ремонт помещения, которое решили отдать брошенным малышам, планировали потратить более двух миллионов рублей. В больницах стали открывать особые отделения, где ждут будущих родителей десятки отказных. Однако появление новых приютов говорит только об увеличении числа социальных сирот. "Чтобы их стало меньше, - говорят в министерстве социальных отношений, - нужны не только меры поддержки материнства, нужно разрабатывать и меры наказания, нужно призывать к ответственности нерадивых мамаш!"

Комментарий

Дмитрий Вяткин, депутат Государственной Думы:

- Нельзя сказать, что мы были не готовы к всплеску рождаемости. Напротив, мы должны быть уверены, что детей становится все больше и больше. И тогда начнет развиваться вся инфраструктура - и детские сады, которых сейчас тоже не хватает, и больницы. Тогда в отрасль придут и детские воспитатели, и детские врачи. Произойти наоборот не могло, мы не могли "на всякий случай" создавать дополнительные врачебные ставки, в надежде на то, что вдруг у нас родится много детей. Думаю, в ближайшее время проблема обеспеченности детских служб начнет решаться.